четверг, 3 октября 2013 г.

Проектирование интерактивной предметно – развивающей среды в ДОУ

Щукина Надежда Васильевна
заместитель заведующего по УМР МБДОУ ЦРР ДС № 73

По мнению С. Френе, ребенок должен сам создавать свою личность, творчески развивать себя, раскрывать свои потенциальные возможности, саморазвиваться. Функция педагога заключается в том, чтобы помочь ребенку обнаружить в себе и развить то, что ему органично присуще. В связи с этим С. Френе уделял особое внимание конструированию среды, в которой происходят обучение и саморазвитие личности.
И в настоящее время и в ФГТ и в ФГОС те  заявлено, что дошкольное образование должно быть ориентировано не на формальную результативность, а на поддержку способности ребёнка, на его самореализацию. Как известно, развитие ребёнка происходит в деятельности. Никакое воспитывающее и обучающее влияние на ребёнка не может осуществляться без реальной деятельности его самого. Для удовлетворения своих потребностей ребёнку необходимо пространство, т.е. та среда, которую он воспринимает в определённый момент своего развития. Поэтому предметно развивающая среда детского сада должна приобрести  характер интерактивности и интегративности.

Вопрос изменения предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к содержанию и обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.
Понимая всю важность этой проблемы, мы начали разработку проекта интерактивной предметно-развивающей среды. Определили этапы реализации проекта.
I этап:
Формирование проблемы, цели и задач проекта.
Цель проекта:
Разработка модели интерактивной предметно-развивающей среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей.
Задачи проекта:
v    Овладение педагогами новыми образовательными технологиями и методами работы с детьми в использовании предметно-пространственной среды, способствующими повышению их профессиональной компетентности.
v    Разработка содержания модели интерактивной предметной среды
II этап:
Практическая реализация проекта.
Целью второго этапа является подготовка педагогов к овладению  новыми образовательными технологиями и методами работы с детьми в использовании предметно-пространственной среды и разработка модели  интерактивной предметно-развивающей среды.
 В ДОУ был разработан план  методической работы по реализации проекта.
Форма
Название
Дата
Кейс-метод:
«Организация предметно-развивающей среды в ДОУ в условиях ФГТ»
Ноябрь   2012г.
Педагогический пробег:
«Особенности организации интерактивной предметно-развивающей среды в разных возрастных группах ДОУ».
Декабрь 2013г.
Деловая игра:
«Интерактивные технологии и методы, повышающие эффективность обучения»
Январь 2013г.
Панельная дискуссия «Снежный ком» (наработка и согласование мнений членов творческой группы)
Выработка критериев по содержанию центров активности. Разработка модели  интерактивной предметно-развивающей среды.

Февраль  2013г.
Групповая дискуссия:
«Интегративный и интерактивный  подходы к организации развивающих центров активности детей».
Март  2013г.
Мастер-класс, обмен опытом:
«Создание интерактивной предметно-развивающей среды в группе»
Май 
2013г.
И в течение 2012-2013 учебного  года проходили методические мероприятия, где изучались вопросы:
v    понятие «Предметно-развивающей среды в рамках реализации  ФГТ» и принципы ее организации;
v    функциональное назначение интерактивной предметно-развивающей среды, т.е зачем нужна предметная среда ребёнку, всякая ли предметная среда является интерактивной. Каковы основные типичные ошибки в организации предметно-развивающей среды ДОУ;
v    рассмотрели принципы конструирования интерактивной предметно - развивающей среды. А это очень важно, поскольку во всех принципах заложена реализация личностно-ориентированного развития детей;
v    познакомили педагогов с новыми технологиями, методами и приемами взаимодействия с развивающей средой  (прием Шапиро «Коробка идей», методика «Выбор деятельности» по Прохоровой, задание на придумывание максимального количества вариантов употребления той или иной вещи «Чудо-вещь», в основе которого лежит тест дивергентных способностей компании ДЖЕСТАЛ ЭНД ДЖЕКСОН). В том числе интерактивными (такими как использование интерактивных мультимедийных презентаций во время НОД, создание обучающих мультфильмов в  среде СКРЕТЧ).
Результатом проведения этих мероприятий  стало
v    повышение образовательного ценза и уровня квалификации педагогов в вопросах создания предметно-развивающей среды в группе;
v    формирование умения проектировать, представлять и защищать реализуемую модель организации предметно-развивающей среды группы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Также  в рамках этого проекта была организована творческая группа.
Творческой группой была разработана модель интерактивной предметно-развивающей среды, в которую включены три направления: игровая материальная среда, самостоятельная деятельность, совместная деятельность.
Членами творческой группы были определены критерии  по содержанию центров активности. Разработаны методические рекомендации по конструированию оптимальной модели интерактивной предметно-развивающей среды для разных возрастных групп.
В рамках третьего этапа «Подведение итогов. Оформление материалов по проекту», в мае 2013г, педагоги презентовали интерактивную развивающую среду своих групп и обменялись своим опытом друг с другом на педсовете ДОУ.
Планируемый результат реализации проекта:
v    формирование активно развивающейся личности ребенка, усваивающей информацию об окружающем мире в ходе взаимодействия с предметно-развивающей средой, в ходе игр и других видов детской деятельности;
v    презентация материалов из опыта работы по организации интерактивной развивающей среды на разных уровнях.
Конечно же, мы на этом не прекращаем работу по обновлению содержания предметно-развивающей среды, так как она не может быть статична - смена материалов обязательна, поскольку ребенка дошкольного возраста привлекает новизна предметов.
Список литературы:
1.     Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Интерактивная предметно-развивающая и игровая среда детского сада / Н.А. Виноградова. – М.:УЦ "Перспектива", 2011. – 208с.
2.  Комарова О.А. Взаимодействие педагога и детей в условиях среды дошкольного образовательного учреждения / О.А. Комарова // Дискуссия. – 2011. – № 10 (18). – С. 104-107.
3.    Авторская переработка исходного материала.


Еще статьи по теме:

Widget by Hoctro | Jack Book

Комментариев нет:

Отправить комментарий