Щукина Надежда
Васильевна
заместитель
заведующего по УМР МБДОУ ЦРР ДС № 73
По мнению С. Френе, ребенок должен сам создавать
свою личность, творчески развивать себя, раскрывать свои потенциальные
возможности, саморазвиваться. Функция педагога заключается в том, чтобы помочь
ребенку обнаружить в себе и развить то, что ему органично присуще. В связи с
этим С. Френе уделял особое внимание конструированию среды, в которой
происходят обучение и саморазвитие личности.
И в настоящее время и в ФГТ и в ФГОС те заявлено, что дошкольное образование должно
быть ориентировано не на формальную результативность, а на поддержку
способности ребёнка, на его самореализацию. Как известно, развитие ребёнка
происходит в деятельности. Никакое воспитывающее и обучающее влияние на ребёнка
не может осуществляться без реальной деятельности его самого. Для
удовлетворения своих потребностей ребёнку необходимо пространство, т.е. та
среда, которую он воспринимает в определённый момент своего развития. Поэтому предметно
развивающая среда детского сада должна приобрести характер интерактивности и интегративности.
Вопрос изменения предметно-развивающей среды ДОУ на
сегодняшний день стоит особо актуально. Именно поэтому педагоги-практики
испытывают повышенный интерес к содержанию и обновлению предметно-развивающей
среды ДОУ.
Понимая всю важность этой проблемы, мы начали разработку
проекта интерактивной предметно-развивающей среды. Определили этапы реализации
проекта.
I
этап:
Формирование проблемы, цели и задач проекта.
Цель проекта:
Разработка модели
интерактивной предметно-развивающей среды, способствующей гармоничному развитию
и саморазвитию детей.
Задачи проекта:
v
Овладение
педагогами новыми образовательными технологиями и методами работы с детьми в
использовании предметно-пространственной среды, способствующими повышению их
профессиональной компетентности.
v
Разработка
содержания модели интерактивной предметной среды
II
этап:
Практическая реализация проекта.
Целью второго этапа является подготовка педагогов к овладению новыми образовательными технологиями и
методами работы с детьми в использовании предметно-пространственной среды и разработка
модели интерактивной
предметно-развивающей среды.
В ДОУ был разработан план методической работы по реализации проекта.
Форма
|
Название
|
Дата
|
Кейс-метод:
|
«Организация предметно-развивающей среды в ДОУ в
условиях ФГТ»
|
Ноябрь
2012г.
|
Педагогический пробег:
|
«Особенности организации интерактивной
предметно-развивающей среды в разных возрастных группах ДОУ».
|
Декабрь 2013г.
|
Деловая игра:
|
«Интерактивные технологии и методы, повышающие
эффективность обучения»
|
Январь 2013г.
|
Панельная
дискуссия «Снежный ком» (наработка и согласование мнений членов творческой
группы)
|
Выработка критериев по
содержанию центров активности. Разработка модели интерактивной предметно-развивающей среды.
|
Февраль 2013г.
|
Групповая дискуссия:
|
«Интегративный и интерактивный подходы к организации развивающих центров
активности детей».
|
Март 2013г.
|
Мастер-класс, обмен опытом:
|
«Создание интерактивной предметно-развивающей среды
в группе»
|
Май
2013г.
|
И в течение 2012-2013
учебного года проходили методические мероприятия,
где изучались вопросы:
v понятие
«Предметно-развивающей среды в рамках реализации ФГТ» и принципы ее организации;
v функциональное
назначение интерактивной предметно-развивающей
среды, т.е зачем нужна предметная среда ребёнку, всякая ли предметная среда
является интерактивной. Каковы основные типичные ошибки в
организации предметно-развивающей среды ДОУ;
v рассмотрели
принципы конструирования интерактивной предметно - развивающей среды. А это
очень важно, поскольку во всех принципах заложена реализация личностно-ориентированного
развития детей;
v познакомили
педагогов с новыми технологиями, методами и приемами взаимодействия с
развивающей средой (прием Шапиро
«Коробка идей», методика «Выбор деятельности» по Прохоровой, задание на
придумывание максимального количества вариантов употребления той или иной вещи
«Чудо-вещь», в основе которого лежит тест дивергентных способностей компании
ДЖЕСТАЛ ЭНД ДЖЕКСОН). В том числе интерактивными (такими как использование
интерактивных мультимедийных презентаций во время НОД, создание обучающих
мультфильмов в среде СКРЕТЧ).
Результатом проведения
этих мероприятий стало
v повышение образовательного ценза и уровня
квалификации педагогов в вопросах создания предметно-развивающей среды в
группе;
v формирование умения проектировать,
представлять и защищать реализуемую модель организации предметно-развивающей
среды группы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Также в рамках этого проекта была организована
творческая группа.
Творческой
группой была разработана модель интерактивной предметно-развивающей среды, в
которую включены три направления: игровая материальная среда, самостоятельная
деятельность, совместная деятельность.
Членами творческой группы были определены критерии по
содержанию центров активности. Разработаны методические
рекомендации по конструированию оптимальной модели интерактивной предметно-развивающей
среды для разных возрастных групп.
В рамках третьего этапа
«Подведение итогов. Оформление материалов по проекту», в мае 2013г, педагоги
презентовали интерактивную развивающую среду своих групп и обменялись своим
опытом друг с другом на педсовете ДОУ.
Планируемый результат реализации проекта:
v формирование
активно развивающейся личности ребенка, усваивающей информацию об окружающем
мире в ходе взаимодействия с предметно-развивающей средой, в ходе игр и других
видов детской деятельности;
v презентация материалов из опыта работы по
организации интерактивной развивающей среды на разных уровнях.
Конечно же, мы на этом не прекращаем работу по обновлению
содержания предметно-развивающей среды, так как она не может быть статична -
смена материалов обязательна, поскольку ребенка дошкольного возраста привлекает
новизна предметов.
Список литературы:
1. Виноградова Н.А., Микляева Н.В.
Интерактивная предметно-развивающая и игровая среда детского сада / Н.А.
Виноградова. – М.:УЦ "Перспектива", 2011. – 208с.
2. Комарова О.А. Взаимодействие педагога
и детей в условиях среды дошкольного образовательного учреждения / О.А.
Комарова // Дискуссия. – 2011. – № 10 (18). – С. 104-107.
3. Авторская переработка исходного материала.
Комментариев нет:
Отправить комментарий