Анализ результатов деятельности МБДОУ ЦРР Д/С №73
в 2011-2012
учебном году
В 2011-12 учебном году управление
муниципальным бюджетным дошкольным учреждением – Центром развития ребёнка
первой категории осуществлялось на основе уровня задач в рамках реализации
президентской инициативы «Новая школа», Концепции модернизации образования, на
основе городской, районной политики в области образования, в соответствии с
целями и задачами, поставленными по итогам работы за 2010-11 учебный год.
Все основные мероприятия, проводимые
управлением ДОУ, были связаны с решением задач:
1.Совершенствование системы работы в
направлении образовательной области физкультура, через организацию совместной
деятельности педагогов с детьми.
2. Совершенствование системы работы по
развитию творческих способностей детей, творческой активности, через
организацию совместной деятельности педагогов с детьми.
Деятельность
методической службы была
направлена на реализацию методических мероприятий, способствующих реализации
программных задач, активизации работы с родителями, взаимодействию педагогов в
образовательном процессе.
Для
решения первой задачи были организованы и проведены:
* Педсовет № 2 « Здоровьесберегающие
технологии в ДОУ»
* Практикум «Упражнения по профилактике
нарушения осанки и плоскостопия. Точечный массаж».
* Консультации: «Двигательная активность
младших дошкольников в режиме дня», «Как играть с гиперактивными детьми»,
Влияние игр с мячом на развитие внимания, ловкости, координации движения»,
«Игровая оздоровительная гимнастика после дневного сна», «Роль педагога в
организации подвижной игры как фактор оказывающего воздействия на детей в
весенне-летний период».
* Смотр-конкурс на организацию игрового
пространства в группе для совместной деятельности детей и педагогов по реализации
образовательной области физкультура «Лучший спортивный уголок»
* Самообразование «Формы работы с детьми
дошкольного возраста по здоровьесбережению»;
* ПМПк ясельных и подготовительных
групп;
* ПМПк групп коррекционной
направленности;
* Групповые родительские собрания «О
здоровье всерьёз», «Ребёнок и компьютер»;
* Тематический контроль: «Ребёнок и его
здоровье»;
* Спортивные праздники « Папа, мама, я –
спортивная семья», «Веселые скакалки», «День мяча», «Веселые эстафеты»,
«Веселые старты», «День здоровья»;
Результатом
решения первой задачи является:
1. планируется работа всех педагогов по
оздоровлению детей и реализации образовательной области физкультура;
2. разработана модель работы педагогов
по формированию у детей здорового образа жизни
3. развивающая среда ДОУ соответствует требованиям по оздоровлению
детей;
4. среди родителей ведётся пропаганда по
ЗОЖ через различные формы: родительские собрания, информационные стенды и т. д.
5. разработана система закаливания детей
с учетом возрастных особенностей
6. разработана схема оздоровительных
мероприятий на летний период
Оформлены картотеки: «Дыхательная
гимнастика», «Гимнастика для глаз», «Самомассаж после сна».
При
этом имеется проблема:
Двигательная активность детей во время
прогулки организована на недостаточном уровне.
Необходимо разработать картотеку
прогулок, которая включает разнообразные
формы двигательной активности детей.
Для решения второй задачи были проведены:
* Педсовет №3 «Роль педагога в развитии
творческих способностей и творческой активности детей»
* Мастер-класс «Влияние изобразительной
деятельности на развитие детей раннего возраста»
* Смотр-конкурс по организации
развивающей среды для развития творческих способностей и самостоятельной
деятельности детей «Лучший уголок изодеятельности»
* Консультации для педагогов «ФГТ
образовательная область музыка», «Развитие творческих способностей детей в
процессе работы педагогов в музыкально-образовательной области», «Планирование
воспитательно-образовательной работы раздела музыкально-образовательная
область»;
* Работа с родителями – « Нравственное
воспитание детей в сюжетно- ролевой игре» (анкетирование);
* Самообразование по вопросам развития
творческих способностей у дошкольников.
Результаты
решения второй задачи:
1. Разработаны диагностические карты по
развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста;
2. В методическую копилку педагогов
представлены материалы по организации развивающей среды в группе для младшего и
среднего дошкольного возраста;
3. Повышается педагогические знания
родителей по вопросам развития творческих способностей детей.
Коллектив ДОУ активно принимал участие в
работе района и города:
1. Участие в районных соревнованиях « Веселые старты»;
2. Грамота за участие в районном этапе
Лего-фестиваля и победа в номинации «Самый фантастический проект»;
3. Грамота за участие в районных соревнованиях
по шашкам «Золотая шашка»;
4. Участие в районном конкурсе «Зеленый
огонек»;
5. Диплом лауреата фестиваля
«Хрустальная капель»
6. Участие в конкурсах детских работ «Зимняя
фантазия» и «Рождественский подарок»;
7. Участие в конкурсах детских рисунков
«Наше счастливое детство» и «Мы пришли в зоопарк»;
8. Участие в интеллектуальном конкурсе
«Маленький принц»;
9. Благодарственное письмо за участие в
районном фестивале «Искорки надежды»;
10. Диплом участника городского конкурса
«Экомиг» и акции «Покормите птиц зимой»;
11. Сертификаты за участие в городском
конкурсе «Лучшие интернет -представительства специалистов образовательных
учреждений г. Челябинска»;
12. Участие воспитателя изодеятельности
во Всероссийской педагогической олимпиаде в конкурсе «Живопись
и графика»;
13. Участие
педагогов в районной педагогической конференции (воспитатели: Мотова С.С.,
Быкова И.Н., Калинкина Д.В.)
14. Участие
педагогов в
Общероссийской научно-практической
конференции г. Тамбов (учитель – логопед: Тарабаева О.И., воспитатели: Мотова
С.С., Левина Л.М.);
15. Участие инструктора по
физ.воспитанию Дегтяревой Н.В. в Августовском
совещании работников образования Калининского района;
16. Участие
старшего воспитателя Шапкиной Е.В. в XIII Международной
научно-практической конференции «Интеграция методической(научно-методической)
работы и системы повышения квалификации педагогов» Москва-Челябинск.
Вывод:
В целом, сложившаяся система управления, направлена на
реализацию целей развития МБДОУ, на организацию деятельности всего персонала и
позволила:
-
обеспечить
стабильное функционирование;
-
в ходе
организации педагогического, лечебно-профилактического,
здоровьесберегающего направлений в
системе образовательных и организационных мероприятий создать условия для решения поставленных задач.
Результаты анализа состояния
образовательной системы ДОУ с учётом выявленных проблем и предложений позволяет
оценить деятельность ДОУ на оптимальном уровне.
Выполнение годового плана в
количественном отношении составляет – 98,7 %
Кадровый состав
Кадры являются наиболее активным и существенным элементом в организационной
структуре образовательного учреждения.
Для качественной реализации целей, задач особое внимание уделяется
подбору, расстановке кадров, повышению уровня профессионально- педагогической
квалификации педагогов. В МБДОУ работает
31 педагога, 33 сотрудника младшего обслуживающего персонала
Распределение педагогов по уровням
специальной образованности
Образование
|
||||
высшее
|
Неполное высшее
|
Средне.-спец.
|
||
2007-2008
|
11(37,9%)
|
3(10,4%)
|
15(51,7%)
|
|
2009-2010
|
11
(35,5%)
|
2
(6,5%)
|
18
(58%)
|
|
2010-2011
|
12
(34,4 %)
|
-
|
23
(65,6 %)
|
|
2011-2012
|
15(48%)
|
-
|
16(52%)
|
Из
таблицы следует, что в сравнении с прошлым годом возросло число педагогов с
высшим образованием.
Эффективность
образовательного процесса зависит так же от
опыта и инициативы педагогов.
Распределение
педагогических кадров по стажу работы
год
|
Общее
количество
|
До
5лет
|
5-10лет
|
10-20лет
|
20
лет и выше
|
2008-2009
|
29
|
17,3%
|
27,5%
|
48,3%
|
6,9%
|
2009-2010
|
31
|
29%
|
22,5%
|
19,5%
|
29%
|
2010-2011
|
35
|
26
%
|
28,5%
|
22,5%
|
23%
|
2011-2012
|
31
|
4(15%)
|
12(38%)
|
8(25%)
|
7(22%)
|
По стажу работы преобладают кадры со стажем работы
от 5 до 10 лет (38%) и от 10 до 20 лет (25%).
Эффективность
образовательного процесса также зависит от уровня
профессионально-педагогической квалификации. Особое внимание уделяется
аттестации педагогических работников.
Распределение
уровня профессионально-педагогической
квалификации педагогов.
Учебный год
|
Всего аттестовано
|
Высшая
категория
|
1 категория
|
2 категория
|
Не аттестовано
|
2008-2009
|
31
(100%)
|
4(12,9%)
|
20(64,5%)
|
7(22,6%)
|
-
|
2009-2010
|
31
(100%)
|
4(12,9%)
|
20(64,5%)
|
7(22,6%)
|
-
|
2010-2011
|
35
(100%)
|
11
(31,4 %)
|
15
(42,8%)
|
9 (
25,8%)
|
-
|
2011-2012
|
24(82%)
|
6(21%)
|
12(42%)
|
7(24%)
|
4(13%)
|
У руководящих работников – заведующий и зам зав по УМР аттестацию
отменили, поэтому в таблице учтены 29 педагогов.
В этом учебном году 2 педагог
защитили на высшую квалификационную
категорию, 2 педагога на 1 квалификационную
категорию. Одним
из аспектов повышения квалификации педагогов является курсовая подготовка. В этом учебном году курсовую подготовку
прошли 17 педагогов ( из них 10 чел по
ИКТ). Один педагог – Нагаева О.А. прошла курсы переподготовки и получила диплом
о профессиональной переподготовке
«Воспитание детей раннего возраста».
Для обеспечения повышения квалификации педагогов,
по-прежнему актуальность приобретает самообразование. Педагогами определены
темы самообразования над которыми работали в течение года. Результатом этой
работы явились творческие отчеты в форме открытых занятий. Используется такая
форма работы как взаимопосещение занятий по параллелям.
Таким образом, анализ кадрового состава позволяет
сделать вывод о качественном кадровом обеспечении. Но вместе с тем можно
выделить такую проблему: не достаточно педагогов с высшей и первой категорией
(в этом году запланировано аттестовать 4 человека на первую категорию)
Условия осуществления образовательного
процесса.
Содержание образовательного процесса
Содержание образования, реализуемое в учреждении,
представлено совокупностью образовательных программ. Отбор содержания
обусловлен следующими обстоятельствами:
-спецификой ДОУ;
-образовательными потребностями детей и их родителей;
-квалификацией педагогических кадров;
-тенденциями, наблюдаемыми в системе образования
В
МБДОУ реализуются следующие образовательные программы:
·
Программа
“Радуга” автор Т.Н. Доронова (1 и 2
младшая группа)
·
Программа “ Из
детства в отрочество”, автор Т.Н.
Доронова (средняя, старшая, подготовительная группы);
·
«Программа
воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой (группы для
детей с тяжелыми нарушениями речи )
Одним из важнейших направлений деятельности МБДОУ является
коррекция речевого развития детей, имеющих тяжелые нарушения речи (старшая и
подготовительная группа). В учреждении также функционируют 2 группы для детей с
нарушением интеллекта.
Коррекционная работа в МБДОУ осуществляется по
следующим программам:
·
Чиркина Г.В. «Программа
дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с
нарушением речи/ Т.Б.Филичева, Г.В.
Чиркина и др.»
·
Е.А. Екжанова,
Е.А.Стребелева «Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего
вида для детей с нарушением интеллекта».
В учреждении созданы все условия для обеспечения
эффективности коррекционной работы в данном направлении. Особое внимание
уделено индивидуальным перспективным планам коррекции, совершенствованию
системы взаимодействия специалистов и педагогов.
В течение учебного года была
продолжена работа по совершенствованию и пополнению учебно - дидактического
обеспечения к реализуемым программам.
В своей работе воспитатель по
изодеятельности использует парциальную программу и современные технологии:
·
программа
«Росток» (автор А. В. Шестакова ) по ИЗО
деятельности ( группы для детей с тяжелыми нарушениями речи);
Индивидуализация образования достигается за счет дополнительного образования через
организацию кружковой работы.
Функционируют 5 кружков для детей старшего дошкольного
возраста с охватом детей 65 %:
·
Музыкальный
оркестр «До-ми-соль»
·
Хореография
·
« Сказки из
бумаги »
·
« Умелые ручки»
·
«Мастерская
малыша карандаша»
Работа
кружков построена таким образом, чтобы она соответствовала общему объему учебной нагрузки, а именно, для определения
кружковой работы - 2 половина дня. В этом учебном году дети, которые занимаются в кружке «Умелые
ручки» (группа «Почемучки», воспитатель Бабич А.В.), принимали участие в городском конкурсе детского рисунка «Слава
Отважным».
Результаты анкетирования педагогов и родителей
показали, что занятия в кружках
способствуют развитию у детей
любознательности, познавательной активности, мелкой моторики рук, что является важнейшим при
подготовке детей к школе.
Организация педагогического процесса
В
МБДОУ ЦРР Д/С совершенствуется
содержание и структура педагогического процесса, направленного на :
·
индивидуализацию
и дифференциацию обучения и воспитания
детей;
·
взаимосвязь
специально- организованной деятельности с совместной и самостоятельной деятельностью;
·
системность и
взаимосвязь разных видов деятельности;
·
использование
тактики общения с детьми: сотрудничество, партнерство, исходя из интересов
детей
·
насыщение жизни
детей современными, классическими видами искусства (живописи, литературы,
музыки)
Форма
организации образовательного процесса
представляет собой систему, состоящую из трех блоков: регламентированная
деятельность, совместная и самостоятельная, что способствует целенаправленному
обучению и воспитанию детей
Характеризуя
формы и методы реализации учебно-воспитательного процесса, необходимо отметить
специфическую особенность воспитания и обучения детей дошкольного возраста,
которая заключается в том, что все процессы протекают в практической,
развернутой деятельности, в общении со взрослыми, при его непосредственном
участии и руководстве познавательными действиями , сочетание определенных
условий для нее.
В нашем учреждении создано психологическое
сопровождение педагогического процесса, целью которого является оказание
психологической помощи всем участникам образовательного процесса, что
способствует реализации годовых задач и
приоритетов.
В течение года была продолжена работа, направленная на
совершенствование системы психологического сопровождения, системы
психопрофилактической работы, в равной степени включающей диагностику,
коррекцию и консультирование, предусматривающее взаимодействие всех
специалистов и родителей.
Результаты анкетирования педагогов,
собеседования в течение года по
различным направлениям показали, о необходимости продолжить совершенствование
оформления карточной системы календарного планирования
воспитательно-образовательной работы педагогов (особое внимание уделить группам
ясельного возраста и коррекционным группам).
Проблема: Необходимость совершенствования и доработка календарного планирования
воспитательно-образовательной работы всех специалистов.
Организация
психологического обеспечения образовательного процесса
В течение учебного года была продолжена
работа в направлении совершенствования системы психологического сопровождения
ребенка, основной целью которого является создание оптимальных условий,
способствующих эффективному развитию познавательных и личностных особенностей
каждого ребенка.
Основное внимание уделено следующим
направлениям:
-
диагностическое направление;
-
анализ, структурирование и передача информации на разные уровни
-
психокоррекция;
-
консультативная и
психопрофилактическая деятельность
Социопсихологический мониторинг осуществляется по
следующим направлениям:
-
обследование
готовности детей к школьному обучению ;
-
исследование
ситуативной и личностной тревожности;
-
исследование
самооценки и уровня притязаний
Психологическое просвещение участников
образовательного процесса происходит через консультации, методические
рекомендации, семинары.
Коррекционно-развивающая работа в этом
учебном году строилась по следующим направлениям :
- коррекционные занятия по подготовке детей к школе;
-
групповые и
индивидуальные занятия по формированию навыков общения , преодолению тревожности и страхов.
В течение года педагогами старших и подготовительных
групп уделялось большое внимание созданию условий для формирования
психологической готовности к школьному обучению.
В конце года проведена диагностика уровня готовности
детей подготовительных групп к школьному
обучению. Для диагностики использована методика Л.А. Ясюковой « Изучение
готовности детей 6-7 лет к школьному обучению», этот вид диагностики проводится
первый год
Результаты
психологического обследования детей 6-7 лет на предмет готовности к школе
Учебный год
|
Мышление
|
Речевое развитие
|
ЗМК
|
Мотивация, %
|
|||||||||||||
патология
|
слабый
|
средний
|
Хороший
|
высокий
|
патология
|
слабый
|
средний
|
хороший
|
высокий
|
патология
|
слабый
|
средний
|
хороший
|
высокий
|
сформирована
|
Не сформирована
|
|
20112012
|
-
|
-
|
80,9 %
|
19,1%
|
-
--
|
-
|
1,8%
|
46,5%
|
44,6%
|
7,1%
|
-
|
1,8%
|
69,6%
|
26,8%
|
1,8%
|
91,9%
|
8,1%
|
Всего
37
детей
|
Результаты диагностики позволили выявить:
-
степень сформированности мышления, речевого развития,
зрительно-моторной координации
-
уровень усвоения знаний, умений, навыков;
-
особенности регулятивной
сферы ребенка, уровень его мотивационной готовности.
Анализируя результаты, можно сделать вывод: дети имеют хорошие потенциальные
возможности и достаточный объем знаний, умений и навыков для успешного обучения
в школе. Высокий уровень устойчивости системы мотивации - 34
чел (91,9 %) -
мотивация сформирована.
Результаты
обследования
детей подготовительной группы «Почемучки» по
разделам программы.
Раздел
программы
|
||||
2011-2012
|
||||
высокий
|
средний
|
низкий
|
||
Развитие
речи
|
95%
|
5%
|
-
|
|
Математичес-
кое
образование
|
93%
|
7%
|
-
|
|
Познаватель-
ное
развитие
|
93%
|
7%
|
-
|
|
Развитие
изобразительных умений
|
92%
|
8%
|
-
|
Всего
обследовано: 23.
В течение года педагоги использовали дополнительные методы и приемы,
при подготовке детей к школе ( работа в тетрадях, индивидуальная работа,
задания на логику, мышление, развитие памяти).
Большое
внимание воспитатели уделяют прививая любовь к чтению , книге, созданы полочки
«Умных книг».В группах совершенствуется среда, связанная со школьной тематикой,
«уголки школьника», картотеки.
В
подготовку к школе активно включаются родители. Для них отработана система
проведения индивидуальных консультаций воспитателями, учителей-логопедов,
учителя-дефектолога, педагога-психолога, просмотра занятий с детьми с
дальнейшим анализом.
Характеристика работы с детьми раннего возраста.
В этом учебном году
продолжено совершенствование системы
работы с детьми раннего возраста, основное внимание направлено на:
-успешное
протекание адаптационного периода у детей;
-стимулирование
активизации речи у детей;
-становление
интеллектуально-познавательной деятельности через создание условий.
Основное внимание уделялось обеспечению
легкой степени адаптации у детей раннего возраста. В группах совершенствовались
условия для развития благоприятной адаптации детей, для развития эмоционального
общения детей и взрослых (изучение особенностей ребенка, привычек и т. д)
1 раз в году (на середину года) педагогом - психологом проводится диагностика
умственного развития детей раннего возраста по методике Е.А. Стребелевой. Цель исследования - определение уровня
развития ребенка его первоначальных отклонений в развитии, поведении,
необходимость своевременно скоректировать
психолого- педагогическое воздействие, разработав для него
индивидуально- коррекционную программу.
Результаты диагностики умственного
развития детей раннего возраста.
Уровни
|
Количество человек %
|
|
2010 -2011
|
2011 -2012
|
|
Высокий (4 группа)
|
25 (73,6 %)
|
15 (62,5 %)
|
Средний (3 группа)
|
8 (23,5%)
|
9 (37,%)
|
Ниже среднего
(2группа)
|
1 (2,9%)
|
-
|
Низкий (1группа)
|
-
|
-
|
Всего детей
|
34
|
24
|
Результаты таблицы показывают, что в
этом учебном году нет детей 2 и 1 группы
умственного развития ( с низким уровнем развития). В течение года велось наблюдение всех специалистов,
обследованы учителем - логопедом и педагогом-психологом.
Итоги работы учителя - логопеда с детьми
раннего возраста.
Учебный
год
|
Обсле
Дова
но
|
Из
них с
тяжелыми
нарушени
ями
|
возраст
|
Речевые
наруше-
ния
3РР,
ЗПРР
|
Рекомендовано
направить
|
Кол-во
детей заним.
логопе-
дом
|
Общее
колич-во
консультаций
|
||
1,5
–2 г
|
2-3
года
|
Конс
логопеда
|
На
ПМПК
|
||||||
2010-2011
2011-2012
|
16
21
|
-
3
|
14
1
|
2
20
|
4
3
|
4
3
|
1
-
|
4
3
|
18
18
|
Результаты таблицы
говорят о том, что все дети с
выявленными нарушениями, занимаются
индивидуально с учителем – логопедом.
Составлен план проведения индивидуальных консультаций с родителями.
Группы
раннего возраста имеют стабильный состав педагогов. В течение года
совершенствовалась система взаимодействия педагогов группы, учителя-логопеда и
педагога-психолога и инструктора по гигиеническому воспитанию (обновлены карты
взаимодействия).
В течение года вела работу
адаптационная комиссия. Результаты работы подводились на заседаниях, в ходе
проведения которых велась корректировка индивидуального плана работы с детьми.
Характеристика коррекционно-реабилитационной
деятельности
Одним из направлений деятельности нашего учреждения
является коррекция речевого развития
детей с тяжелыми нарушениями речи.
В
дошкольном учреждении функционируют 2 группы для детей с тяжелыми нарушениями
речи для детей в возрасте от 5 до 7 лет.
Эффективность образовательного процесса во
многом определяется уровнем профессионально- педагогической квалификации
педагогов.
В
группах работают учителя –логопеды и педагоги
с высшей и первой квалификационными категориями.
Подбор и расстановка кадров, организация и координация
их деятельности, осуществление квалифицированного анализа обеспечивает высокую
результативность
Результаты
эффективности работы учителей-логопедов
Год
|
Количество детей поступивших в группу
|
Количество детей на конец года
|
Выпущено
|
Рекомендовано
направить
|
Количество
оставленных повторно
|
На учет к школьному психологу
|
||||
С хор. речью
|
Со значит
улучш
|
Без
улуч
|
В
массов.
школу
|
В
реч. школу
|
Во
вспом школу
|
|||||
2010-2011
|
12
|
13
|
11
|
2
|
-
|
13
|
-
|
-
|
-
|
2
|
2011-
2012
|
12
|
12
|
11
|
1
|
-
|
12
|
-
|
-
|
-
|
0
|
Из
таблицы следует, что 92 % детей
выпускается с хорошей речью и 8 % со значительными улучшениями. Опираясь на
взаимодействие всех специалистов, их взаимосвязь, четко определяя их
полномочия, педагоги достигают хороших результатов: дети овладевают чистой,
эмоционально окрашенной речью, имеют устойчивый интерес к учению,
познавательной активности.
В нашем учреждении функционируют также 2 группы для
детей с нарушением интеллекта. Многостороннее комплексное обследование,
индивидуальные перспективные планы коррекции, эффективные методы и приемы,
тесное взаимодействие всех специалистов и родителей позволяют достигать хороших
показателей.
Информация по выпуску детей с нарушениями интеллекта
год
|
Кол-во детей выпущено
|
В массовую школу
|
В спец. школу
|
На домашнем обучении
|
2009-2010
|
4
|
2
|
2
|
-
|
2010-2011
|
7
|
1
|
6
|
-
|
2011-2012
|
9
|
2
|
7
|
-
|
Результаты таблицы говорят о том , что в группах для
детей с нарушением интеллекта, дети выпускаются в основном специализированные школы и на домашнее
обучение ( все зависит от диагноза заболеваемости)
В течение года
продолжил работу медико - педагогический, основными задачами
которого являются :
-
организация и
проведение комплексного изучения личности ребенка всеми специалистами
учреждения;
-
выявление
потенциальных возможностей ребенка;
-
профилактика
физических , интеллектуальных и эмоциональных возможностей развития ребенка
-
определение
характера, продолжительности и эффективности комплексной
-
коррекционно -
развивающей помощи с целью обеспечения обоснованного индивидуального и
дифференцированного подхода в процессе воспитания и обучения детей.
Особое внимание
в текущем году уделено взаимодействию педагогов групп со специалистами ,
с родителями. В течение года работает
«почта» взаимодействия специалистов ,
педагогов и родителей.
В целях
совершенствования единого коррекционного пространства в группах, особое внимание уделено
развивающей среде. В группах созданы различные
картотеки по разделам программы, имеются разнообразные виды дидактических материалов, материалов
стимулирующих развитие детей. Педагоги
включают детей в создание среды
Нагрузка на ребенка варьируется в течение дня с учетом
уровня познавательных возможностей и состояния здоровья детей, учетом динамики
работоспособности в течение дня, чередование занятий требующих повышенной
познавательной активности с музыкальными , физкультурными. В группе созданы
условия для индивидуального, дифференцированного и интегрированного обучения.
Коррекционно-реабилитационая
деятельность для детей с нарушением
интеллекта.
Педагоги и
медицинские специалисты группы для детей с нарушением интеллекта работают в
тесном взаимодействии. В течение года
детей осматривает врач -психиатр, назначает лечение. Все дети стоят на учете по
месту жительства. Работа ведется с учетом клинико - физиологических и
психолого- педагогических особенностей детей. Педагоги наблюдаю за
самочувствием детей, варьируют нагрузку
в течение своего дня, учитывая познавательные возможности состояния здоровья
ребенка.
В своей работе педагоги реализуют личностно-
ориентированную модель взаимодействия, проявляют уважение к личности каждого
ребенка, во время общения придерживаются позиции сотрудничества.
Совершенствуются условия для различных видов двигательной активности, способствуют у детей ощущений
собственных движений. В течение всего периода ведется работа по оснащению физкультурного уголка (пособия,
разработаны различные картотеки: физминуток,
упражнений для профилактики плоскостопия, гимнастика для глаз и т.д.)
Развивающая
среда группы представляет собой единое коррекционное пространство и является
психологически и психически комфортной для детей и взрослых. В течение года группы пополнились разнообразными дидактическими материалами по разделам
программы. Созданы условия для
сюжетно-ролевых игр, игр - драмматизаций
и др. Обновлены уголки для самостоятельной
художественной деятельности с разнообразными изобразительными материалами ( обновлены картотеки художественного слова,
образцы рисунков, аппликаций ).
Работает ПМПК ДОУ, на которых отслеживается индивидуальный маршрут каждого
ребенка. В течении года систематизированы и откорректированы индивидуальные
карты развития ребенка.
Результаты уровня
развития детей по разделам программ
Существенным аспектом в управлении качеством
образования является педагогический и психологический мониторинг. В ДОУ
систематизирован инструментарий и для
определения уровня образованности, поддержания здоровья, который позволяет
не только отследить качество усвоения программного материала, но и состояния
здоровья воспитанников
Основными критериями качества образования нами
принимаются:
-
состояние
образованности, которое проявляется в уровне усвоения программного материала;
-
состояние
здоровья;
-
интерес к
познавательной, учебной деятельности ( в подготовительной группе- навыки
готовности к обучению в школе )
Речевое развитие
Уровни
усвоения программы
|
2008-2009
|
2009-2010
|
2010-2011
|
2011-2012
|
Высокий
(с заданием
справились)
|
36,4%
|
36,3%
|
39,2%
|
41,5%
|
Средний
(с заданием
справились частично)
|
63,6%
|
63,7%
|
60,8%
|
58,5%
|
Низкий
(с заданием не
справились)
|
-
|
-
|
-
|
В течение года в группах продолжена работа по созданию условий для
речевого развития детей. Обновлены
учебно - дидактические материалы к занятиям во всех группах. В группах
для детей с тяжелыми нарушениями речи продолжена работа по созданию единого
коррекционного пространства, обновлены материалы по звуковой культуре речи,
разработаны новые картотеки.
Математическое
образование
Уровни усвоения
программы
|
2008-2009
|
2009-2010
|
2010-2011
|
2011-2012
|
Высокий
(с заданием
справились
|
43,5%
|
51,1%
|
54,1%
|
65,8%
|
Средний
(с заданием
справились частично
|
56,5 %
|
48,9%
|
45,9%
|
34,2%
|
Низкий
(с заданием не
справились
|
-
|
-
|
-
|
-
|
В группах создан современный учебно -дидактический комплекс
по данному разделу, систематизировано перспективное планирование, индивидуальная работа с детьми ведется и в регламентированной и в совместной
деятельности.
Познавательное развитие
Уровни усвоения
программы
|
2008-2009
|
2009-2010
|
2010-2011
|
2011-2012
|
Высокий
(с заданием
справились
|
34,7%
|
35,4%
|
47,1%
|
52,2%
|
Средний
(с заданием
справились частично
|
65,3 %
|
64,6%
|
52,9%
|
47,8%
|
Низкий
(с заданием не
справились
|
-
|
-
|
-
|
-
|
В течение
года в целях обеспечения
целенаправленного развития познавательных способностей детей велась работа в
данном направлении.
Изобразительная деятельность
Уровни усвоения
программы
|
2008-2009
|
2009-2010
|
2010-2011
|
2011-2012
|
Высокий
(с заданием
справились)
|
22%
|
23%
|
24,2%
|
17%
|
Средний
(с заданием
справились частично)
|
77%
|
76%
|
74,8%
|
70,3%
|
Низкий
(с заданием не
справились)
|
1%
|
1%
|
2%
|
7,5%
|
Так как в рамках задач президентской
инициативы « Наша новая школа», а также
задач городского управления образования, особое внимание уделено
организации работы по выявлению, поддержке и развитию творческих
способностей детей и работы с одаренными дошкольниками в следующем учебном году
одна из годовых задач будет направлена на совершенствование системы работы по развитию творческих
способностей детей, творческой активности через организацию совместной
деятельности педагогов с детьми , а также работе с одаренными детьми в
направлениях художественно-эстетического развития детей. Уровень развития музыкальных способностей
детей представлен в таблице
Музыкальное воспитание
Уровни усвоения
программы
|
2008-2009
|
2009-2010
|
2010-2011
|
2011-2012
|
Высокий
( с заданием
справились)
|
32,8%
|
33%
|
34,2%
|
40%
|
Средний
( с заданием
справились частично)
|
67,2%
|
67%
|
65,8%
|
50%
|
Низкий
( с заданием не
справились )
|
-
|
-
|
-
|
10%
|
Таким образом по всем разделам программы в целом
основной удельный вес составляют дети среднего и выше среднего уровня развития,
наиболее высокие результаты достигнуты по разделам «Развитие
учебно-познавательной деятельности, «Создание условий для формирования
психологической готовности ребенка к школе», « Развитие детей раннего возраста»
Проанализировав критерии оценки педагогов по
разным направлениям работы, мы выявили,
что основной причиной низких оценок
является недостаточный уровень профессионального мастерства педагогов, недавно
пришедших в наш коллектив (педагогов второй категории), недостаточная скоординированность действий всех
специалистов по отдельным направлениям, кроме того можно отметить не высокий
уровень развития детей по познавательному и речевому развитию.
В следующем
учебном году особое внимание будет уделено:
- организации взаимодействия специалистов с педагогами и семьей, одна из
годовых задач будет направлена на создание и внедрение модели взаимодействия
ДОУ и семьями;
- организации работы по познавательно-речевому
развитию, одна из годовых задач будет
направлена на разработку модели развивающей среды по познавательно-речевому
развитию.
Анализ состояния здоровья и физического развития воспитанников МДОУ
Приоритетным направлением деятельности нашего
учреждения является охрана и укрепление
физического здоровья детей, обеспечение оптимальных условий для
физического развития каждого ребенка .
Система физического воспитания
характеризуется комплексным подходом к проведению профилактических и
физкультурно- оздоровительных мероприятий .
Оздоровительная работа в ДОУ ведется по направлениям:
лечебно- профилактическое, закаливающих мероприятий - и имеет своей целью
качественное улучшение физического состояния, развития и здоровья детей .
Распределение детей по группам здоровья
Группы
здоровья
|
Количество
детей по годам
|
|||
2008 г (232 чел)
|
2009 г.(232 чел)
|
2010 г (232чел)
|
2011г(234чел)
|
|
I
|
22 (10,8%)
|
13 (5,6 %)
|
10 (4,3% )
|
13(6%)
|
II
|
141 (69,8 %)
|
155( 66,8%)
|
166 (72%)
|
167(71%)
|
Ш
|
37 (18,3 %)
|
59 (25,4%)
|
49 (20,7% )
|
43(18%)
|
IV
|
2( 0,9%)
|
5(2,2%)
|
6 (2,6 % )
|
11(5%)
|
V
|
-
|
-
|
1 (0,4 %)
|
-
|
Анализ распределения детей по группам здоровья
показал, что 71% детей, посещающих МДОУ, имеют вторую группу здоровья (здоровые
дети, но с функциональными и некоторыми морфологическими отклонениями после
перенесенных заболеваний, страдающие частыми острыми респираторными
заболеваниями, имеющие нарушения зрения
средних степеней). 18 % детей, посещающих учреждение, имеют третью группу
здоровья – дети, больные хроническими заболеваниями в компенсированном
состоянии, а также имеющие физические недостатки, последствия травм, не
нарушающие, однако, приспособляемости к труду и условиям жизни; 6 % (13 чел )
практически здоровые дети (имеющие1 группу здоровья) Особое внимание
уделяется частоболеющим детям и детям, имеющих хронические патологии.
Процент часто болеющих детей
год
|
Количество
часто болеющих
|
%
часто болеющих детей
|
2009
|
23
|
10,3
%
|
2010
|
18
|
7,7
%
|
2011
|
21
|
8,9%
|
Процент детей, имеющих хронические патологии
год
|
Количество
детей имеющих патологии
|
%
детей имеющих патологии
|
2009
|
42
|
19,7%
|
2010
|
56
|
24,1
%
|
2011
|
49
|
21%
|
Большое количество патологий, а также количество часто
болеющих детей объясняется несколькими причинами :
-
ухудшением здоровья населения вообще;
- врожденными патологиями детей;
- неблагополучными социальными условиями;
- и тем, что многие дети, поступающие в детский сад,
имеют в анамнезе диагностированные патологии разного рода.
Учет индивидуальных особенностей здоровья детей
позволяет нам скорректировать нагрузку в учебной деятельности, создать щадящие
условия для жизнедеятельности и обеспечить возможность пребывания детей с
патологиями в дошкольном учреждении.
Результаты таблицы говорят о том, что по сравнению с
прошлым годом количество случаев
заболеваемости по видам болезни
несколько повысилось Медицинское
наблюдение за развитием и состоянием
здоровья детей осуществляется совместно со специалистами поликлиники
№ 4 .
Анализ заболеваемости и посещаемости детьми
показатель
год
|
Пропущено
в среднем по болезни на 1 ребенка за год
|
Количество
случаев заболеваний на 1000 детей
|
2010
г.
|
11,7
|
1685
|
2011
г.
|
20
|
1680
|
Показатели заболеваемости детей за 2011 год по
сравнению с предыдущим годом несколько ухудчшились: число дней, пропущенных
одним ребенком по болезни составило 20 дней,
количество случаев заболеваний на 1000 детей - 1680 что на 5 случаев меньше чем в предыдущем году.
В течение года проводилась сезонная профилактика ОРЗ
под руководством медицинского персонала, 4 раза в год дети получали кислородный
коктейль. В следующем учебном году будет продолжена работа по оздоровлению детей .
Диагностика физической подготовленности детей
осуществляется 2 раза в год на основе методических рекомендаций авторов
программы «Из детства в отрочество», на основе рекомендации Тарасовой Т.А.
«Организация физического воспитания старших дошкольников». Тестовые задания
рассчитаны на детей с 4-х лет. У детей 2 младшей группы оценивается лишь
качество выполнения упражнений. В этом
учебном году обследовано 135 детей в
возрасте от 5 до 7 лет.
Уровень физической
подготовленности детей.
Учебный год
|
Количество
детей, %
|
||
выше
нормы
|
норма
|
ниже
нормы
|
|
2008-2009
|
69
(66,5 %)
|
41
(30%)
|
4
(3,5%)
|
2009-2010
|
32
(21,6%)
|
110
(74,4%)
|
6
(4%)
|
2010-2011
|
41(
30,3%)
|
91
( 67,5 %)
|
3(2,2%)
|
2011-2012
|
39
(17%)
|
191(82%)
|
4(1%)
|
Основной удельный вес составляют дети с уровнем
развития норма По каждой группе в
течение трех лет ведется мониторинг уровня физического развития детей. Изучение структуры физической подготовки
показало, что у детей недостаточно развито такое качество как выносливость, что говорит о необходимости
продолжить работу в данном направлении.
Индивидуально - дифференцированный подход, позволяет педагогу проводить занятия,
различающиеся по содержанию, методам и
приемам в зависимости от подгруппы, учитывая при этом три основные критерия:
состояние здоровья ( группа здоровья),
уровень физической подготовленности (результаты диагностики) и
двигательной активности, в следующем году работа в совершенствовании данного
направления будет продолжена. В
следующем учебном году планируется продолжить работу в
физкультурно-оздоровительном направлении
и рамках выполнения годовой задачи
Несмотря на положительную динамику в работе по
физическому воспитанию наших воспитанников, забота об охране и укрепления их
здоровья является для нас актуальной т. к с каждым годом увеличивается процент
детей, поступающих в детский сад с низким показателем здоровья.
Взаимодействия
с родителями
Одной из актуальных проблем является работа с семьей.
В течение учебного года система работы в данном направлении была направлена на
:
- сотрудничество;
-уважение к личности взрослого;
-уважение к авторитету родителей и формирование его.
В начале
года проведен социологический опрос родителей с целью выявления образовательных
вопросов и спектра родительской помощи. В течение года продолжен обновляться и
систематизироваться банк данных о родителях.
Характеризуя
контингент родителей, отмечаем, что большая часть родителей представляют
социальные группы служащих, работающих в бюджетной сфере (учителя, врачи,
военнослужащие и т.д.) и предпринимателей, представляющих мелкий и средний
бизнес.
Характеристика
социального положения семей воспитанников
Год
|
Семьи
руководителей и главных специалистов
|
Семьи
служащих
|
Семьи
рабочих
|
Домохозяйки
|
2011-2012
|
33%
|
48%
|
7%
|
12%
|
Характеристика
состава семей воспитанников
Состав
|
2011-2012 уч. год
|
количество семей
|
234
|
неполная
семья
|
75
(35%)
|
полная
семья
|
152(
65%)
|
Характеристика
образовательного уровня родителей
Образование
|
2009-2010
год
|
2010-2011
год
|
2011-2012
|
высшее
|
65%
|
67%
|
72%
|
средне-спец.
|
33%
|
31%
|
24%
|
среднее
|
2%
|
2%
|
4%
|
Задача ДОУ удовлетворить
запросы всех родителей, предоставить образовательные услуги в соответствии с их
потребностями. Достаточно
высокий образовательный уровень родителей и значительный процент родителей с
педагогическим образованием обуславливают специфические формы и содержание
работы с родителями. В течение года была
продолжена работа по вовлечению родителей в образовательный процесс. С помощью
родителей в группах продолжили
обновляться различные коллекции (тканей, бумаги, пуговиц, значков ), родители
групп старшего дошкольного возраста помогали педагогам в оформлении уголков
ручного труда «для девочек» ( журналы мод, виды тканей, шаблоны выкроек) и для
«мальчиков» (бруски разных размеров , постройки –образцы и совместные постройки
). Традиционно проводились мероприятия «
Неделя театра»,
«Театральная пятница», где
дети совместно с родителями готовили атрибуты, декорации.
Анализ материально- технической базы
Одним из
важнейших условий функционирования образовательного процесса в учреждении
является совершенствование материально-технической базы.
В учреждении в
наличии имеются :
-12 групповых
помещений;
- физкультурный зал;
- музыкальный зал;
- методический кабинет
-
кабинет
педагога-психолога
- два кабинета учителя-логопеда
-
кабинет
учителя - дефектолога
-
медицинский
блок
В 2011-2012 учебном году были проведены следующие работы:
- Произведены работы по
благоустройству территории: покраска спортивного и игрового оборудования, разбивка
цветников, огорода;
- Приобретено
мелкое спортивное оборудование (мячи, скакалки, обручи);
- Методический
кабинет пополнен и методической, и детской
литературой;
- Приобретены малые формы на групповые прогулочные
участки.
Таким
образом, проанализировав деятельность учреждения за 2011-2012 учебный год,
мы делаем вывод о необходимости решения
следующих задач.
1.
Создание и
внедрение модели взаимодействия ДОУ и семьи по коррекции отклонений в развитии
воспитанников.
2.
Разработка модели
развивающей среды, как одной из форм управления познавательно-речевым развитием
дошкольников в рамках Федеральных государственных требований к структуре
основной общеобразовательной программе дошкольного образования.
3.
Создание
организационно-педагогических условий для формирования информационной
компетентности педагогов в ДОУ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий