понедельник, 9 апреля 2012 г.

Условия, способствующие развитию художественно одаренных детей

 Калинкина Дарья Владимировна
воспитатель ИЗО высшей квалификационной категории
МБДОУ ЦРР д/с №73
       Что такое талант? Само слово символически связано с представлениями о сокровище, даре и богатстве. Сегодня талантом называется сочетание свойств психики и черт характера, которые делают человека успешным в выбранной им деятельности.
        Многие считают, что талант человека предопределен свыше, и на его развитие повлиять никак невозможно – он либо есть, либо его нет. Исследования в области психологии показывают, что почти все на Земле обладают задатками к развитию таланта с рождения, или задатки  возникают благодаря естественному развитию организма.
        Под способностями понимаются устойчивые свойства людей, которые определяют успехи, достигнутые ими в определенных видах деятельности.
        Без соответствующих задатков хорошие способности невозможны, но задатки – это вовсе не гарантия того, что у человека обязательно появятся хорошие способности. Чтобы развивались способности ребенка, а впоследствии и талант, по мнению Т. Бутаковой, психолога, руководителя школы развития, необходим ряд условий:
Ребенок должен иметь хорошие задатки.
 - Одаренность формирует окружающая среда. Иными словами, при правильном подходе из любого ребенка можно вырастить талант.
- Способности приобретаются в результате обучения и только в обучении. Параллельно нужно  развивать основные психические функции – внимание, память, воображение, логическое мышление. А также и основные личностные характеристики – дисциплинированность, искренность, прилежание, аккуратность.
- Психологи утверждают, что формирование таланта завершается к 13 годам. До этого срока родителям и педагогам нужно проделать титаническую работу. Не давя на ребенка, следить, чтобы ребенок постоянно и свободно развивался.
    Добавим, что  высшая степень таланта именуется гениальностью.
        Юркевич В.С., кандидат  психологических наук, заведующая лабораторией образовательных стратегий развития одаренности МГППУ, научный руководитель ряда школ, работающих с одаренными детьми, советует, как выявить задатки таланта у ребенка:
-Чем меньше ребенок, тем разнообразнее должна быть предлагаемая ему деятельность, и только в ее процессе вы увидите нарождающиеся способности ребенка.
- Смотрите, что ребенку больше всего нравится, что он любит больше всего делать. Именно здесь могут быть специальные способности ребенка.
-То, что вырастет когда-нибудь в повышенные способности, идет как бы легче и лучше, чем другая деятельность.
Художественные способности ребенка могут проявиться в том, что он:
– Не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроения;
– В своих рисунках или картинках отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, а не зацикливается на изображении чего-то вполне удавшегося;
– Когда имеется свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;
         Одаренность вполне можно поддерживать. Но не идти против всех психологических и физиологических законов развития ребенка. В конце концов, дети часто бывают одарены в разных областях, поэтому стоит немного подождать, и ребенок сам выберет для себя то, что его наиболее привлечет.
         Педагог А.И. Ильин предлагал, отвечая на вопрос «Станет ли ребенок художником?», учитывать следующие факторы:
-Природные задатки
-Желание ребенка
-Физическое здоровье  ребенка

      Приведем ниже имена  современных юных  художников, которые признаны  гениями во всем мире.
   4года – Аэлита Андре, Австралия.
           Аэлита Андре – четырехлетняя автралийская художница, полотна которой выставляются и продаются по всему миру. По степени экспрессии их сравнивают с работами Джексона Поллока, а по уникальности видения мира – с работами Сальвадора Дали и Василия Кандинского, известные мировые критики называют творчество Аэлиты прямым наследием русского авангарда.
Мама Аэлиты, Ника Колесникова, – русский фотограф. Аэлита живет в Мельбурне и говорит на трех языках, в том числе и по-русски.
              Свою первую картину девочка нарисовала в возрасте чуть меньше года. Произошло это случайно. Отец девочки, художник-любитель, как-то оставил на полу чистый холст, и увидел, что дочка с огромным энтузиазмом принялась за рисование. Она была настолько сильно увлечена занятием, что отец положил рядом еще один чистый холст и оставил ее одну. Так началось погружение Аэлиты в мир живописи. Живописи, удивительно непосредственной, являющейся прямым отражением мыслей, фантазии и внутренних переживаний. Теперь девочка постоянно просит кисти и краски, чтобы порисовать.
          Первая выставка работ Аэлиты  в одной из престижных галерей искусства в Мельбурне состоялась, когда той едва исполнилось 2 годика. Именно тогда Аэлита Андре впервые привлекла внимание прессы со всего мира, ее назвали настоящим Художником, говорили о зрелости и самостоятельности ее работ и даже прозвали «маленьким Пикассо».
     На сегодняшний день девочка создала более 200 полотен и является членом Национальной ассоциации художников Австралии. Ее работы выставляются по всему миру.
      На персональной выставке Аэлиты в Манхэттэне ее работы были проданы за $27,000 каждая. Художественных критиков восхищает ее чувство цвета, композиции, текстуры, ярко выраженный и глубоко индивидуальный художественный стиль, отчетливо прослеживающийся в каждой работе. Конечно, все дети пытаются самовыражаться через рисование, но работы Аэлиты совсем не похожи на работы ее сверстников.
Девочка с удовольствием работает над своими картинами, самостоятельно выбирая цвета и время для занятий живописью. Как и любой из ее ровесников, она часто отвлекается, однако потом непременно возвращается к начатому и заканчивает картину.
              По-видимому, Аэлита уже вполне осознает ценность своих работ и интерес к ним. Когда во время поездки в Америку родители привели художницу в Музей Современного Искусства в Нью-Йорке, Аэлита была разочарована: «А где же мои картины?» - спросила она. Тем не менее, несмотря на глубокое погружение в искусство, у нее, как и у любого обычного ребенка, есть свои пристрастия – мультфильмы, программы о животных и шоколад.
            6лет – Кирен  Уильямсон, Англия.
           Большинство детей в возрасте Кирона рисуют домики, солнышко, людей и животных, их картинки красочные, но лишены пропорций, немного неумелые и нереалистичные. Но только не на картинах маленького Кирона Уильямсона, чьи пейзажи настолько прекрасны и профессиональны, что ему позавидует любой взрослый художник. А ведь мальчику всего шесть лет!
         Шестилетний гений рисует акварелью, изображая причалы, сельские и городские пейзажи, а также животных. Его способность и умение выстроить композицию, подобрать нужные цвета, а также естественность самих картин поражает и восхищает многих критиков.
         Мама Кирона Уильямсона Мишель говорит, что до пяти лет мальчик вообще не рисовал. Переломный момент произошел, когда семья отправилась на каникулы на побережье, и маленький Кирон увидел лодки.  Морской  пейзаж настолько его впечатлил, что он попросил чистый лист бумаги и начал рисовать. Первые наброски были еще по-детски неумелыми, , но он быстро усовершенствовал свою технику после посещения специальных уроков живописи. Местная галерея в его родном городке Холт, оплатила для него 12-недельные курсы.
        Картины, написанные британским художником-акварелистом Кироном Уильямсоном, были распроданы на выставке в его родном городе Холт за 14 минут. За 16 проданных полотен юное дарование получил около 30 тысяч долларов.
           Это была первая выставка работ Уилльямсона(сейчас их состоялось несколько). Чтобы купить его картины, многие ценители искусства приехали из Лондона. Известно, что в настоящее время в листе ожидания числятся более 700 человек, желающие приобрести полотна художника-гения.
           Мальчика часто сравнивают со знаменитым испанским художником Пабло Пикассо, который написал свое первое полотно в возрасте восьми лет. Сам Уильямсон не отождествляет себя с Пикассо, заявив, что хочет быть похожим на французского художника Клода Моне.  Кирен каждую неделю он пишет по шесть полотен. Уильямсон рассказал, что первый портрет он планирует написать через пару лет, когда его бабушке исполнится 100 лет. Она и станет его первой натурщицей.
           Проанализировав, насколько  возможно,  данные о современных юных (даже одно-двухлетних) талантливых и даже гениальных художниках, появляющиеся  в интернете и в СМИ, можно сделать выводы  о некоторых общих условиях, в которых  так развились художественные способности этих детей:
-  Раннее выявление задатков таланта. Каждому из таких детей было вовремя оказано внимание,   осуществлен  индивидуальный подход, взрослые проявили наблюдательность и инициативу.
- В большинстве случаев свою роль, кажется, сыграла наследственность. У одаренных художественными способностями детей  часто либо родители, либо близкие родственники  - художники, иногда в нескольких поколениях.
- Талантливым детям  вовремя была оказана профессиональная педагогическая помощь, с ними много занимались, проводили регулярную работу.
-  У детей  была соответствующая материальная база, они не имели ограничений  в доступе к художественным  материалам для создания своих шедевров.
- Дети занимались рисованием по желанию, с удовольствием, но в меру, без физической или психической усталости, без принуждения и нажима со стороны взрослых.
- Талантливые дети имели свободу творчества, взрослые не навязывали свое мнение или решение.
-Есть разница в отношении, которое проявляют к работам гениальных детей взрослые в разных странах: в  Америке, Австралии, Англии - повышенный интерес, создаются красочные сайты, сюжеты об одаренных детях показывают в новостях, картины приобретаются коллекционерами и в галереи, т.е. дети получают известность и признание. К сожалению, в России  заметки о маленьких гениях часто  проходят незаметно, сухо, в несколько строк и даже без  фотографий – даже в интернете.

         В нашем детском саду в рамках художественной деятельности мы, в силу своих возможностей, создаем условия для развития способностей детей:
-чтобы выявить задатки, мы проводим диагностику с раннего возраста и можем определить детей, у которых возможно развить их в способности;
-занятия с детьми проводятся регулярно,  педагоги занимаются с детьми как фронтально, так и индивидуально;
-мы не ограничиваем детей в доступе к материалам для художественной деятельности, они имеют возможность свободной творческой деятельности в любое время, в их распоряжении разнообразные материалы, есть специально оборудованные уголки ИЗО, подобрана литература для детей, имеются образцы народного декоративно-прикладного искусства и картины;
-мы интересуемся результатами труда детей, даем им положительную характеристику, оформляем их работами группы, украшаем коридоры тематическими выставками, поощряем совместную деятельность взрослых и детей, работаем педагогами и  родителями, убеждаем их обращать особое внимание на творческую деятельность их детей, участвовать в конкурсах, и т.д.

Таким образом, мы надеемся, что раннее выявление задатков таланта, регулярные занятия, индивидуальный подход, хорошая материальная база, свобода творчества,  положительное  отношение к результатам деятельности - это те условия, которые взрослые могут создать для развития в одаренных детях задатков в способности, способностей -  в талант, а таланта – в гениальность.

Источники информации в сети Интернет:

Еще статьи по теме:

Widget by Hoctro | Jack Book

Комментариев нет:

Отправить комментарий