«Активность
ребенка»
– инициативное участие воспитанника в образовательном процессе.
«Базис
содержания дошкольного образования» – необходимое и достаточное содержание
дошкольного образования, обеспечивающее достижение ребенкомпсихологической и
физической готовности к школе. Должен быть
реализован во всех вариативных моделях и формах дошкольного образования.
«Безопасность» – область
образования детей дошкольного возраста, содержание которой направлено на
решение следующих задач:
- формирование основ безопасности
собственной жизнедеятельности;
- формирования основ экологического
сознания (безопасности окружающего мира);
- формирование интеллектуальных и
личностных качеств.
«Ведущая
деятельность»
– деятельность ребенка, внутри которой
рождаются новые виды деятельности, развиваются высшие психические функции и в
результате которой возникают личностные новообразования. Ведущая деятельность
дошкольного возраста – игра.
«Воспитание» – создание
условий для развития личности ребенка, освоения им социального опыта, культуры,
ценностей, норм и правил общества; неотъемлемый компонент процесса образования
детей дошкольного возраста.
«Воспитанник» – ребенок
дошкольного возраста, участвующий в образовательном процессе.
«Вариативная
часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования» – это часть
основной общеобразовательной программы дошкольного образования, формируемая
участниками образовательного процесса дополнительно к инвариантной, и отражающая: 1) видовое разнообразие
учреждений (групп), наличие приоритетных направлений деятельности; 2) специфику
социально-экономических, национально-культурных, демографических, климатических
и других условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
«Готовность
к школе»
– необходимый и достаточный уровень
психического (личностного, интеллектуального) и физического развития ребенка
для успешного освоения основных
общеобразовательных программ начального общего образования.
«Дошкольное
образование»
– целенаправленный процесс разностороннего развития, обучения и воспитания
детей от 3 до 7 лет с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей,
обеспечивающий полноценный и своевременный переход воспитанников на следующий
уровень системы непрерывного образования Российской Федерации.
«Здоровье» – область
образования детей дошкольного возраста, содержание которой направлено на
решение следующих задач:
- сохранение и укрепление здоровья
детей;
- воспитание культурно-гигиенических
навыков;
- формирование начальных представлений о
здоровом образе жизни развитие физических, личностных и интеллектуальных
качеств.
«Игровая
деятельность»
– форма активности ребенка, направленная не на результат, а на процесс действия
и способы его осуществления, и характеризующаяся принятием ребенком условной (в отличие от его
реальной жизненной) позиции.
«Инвариантная
(базисная) часть основной общеобразовательной программы дошкольного
образования»
– обязательная часть основной общеобразовательной программы дошкольного
образования, которая должна быть реализована в любом учреждении дошкольного образования (или
группе), имеющем государственную аккредитацию. Представляет собой базис
дошкольного образования и обеспечивает полноценный и своевременный
переходвоспитанников на следующий уровень системы непрерывного образования
Российской Федерации.
«Интеграция
содержания дошкольного образования» – состояние (или процесс, ведущий к
такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных
образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее
целостность образовательного процесса.
«Качество» – 1) системное
образование, формирующееся у воспитанника в процессе освоения основной
общеобразовательной программы дошкольного образования, являющееся показателем
его развития в личностном, интеллектуальном и физическом плане и способствующее
самостоятельному решению ребенком жизненных задач, адекватных возрасту; 2)
интегральная единица измерения результатов освоения основной
общеобразовательной программы дошкольного образования.
«Коммуникация» – область
образования детей дошкольного возраста, содержание которой направлено на
решение следующих задач:
развитие активной речи детей в различных
видах деятельности;
практическое овладение воспитанниками
нормами русской речи;
развитие свободного общения со взрослыми
и детьми;
развитие интеллектуальных и личностных
качеств.
«Кругозор» – область
образования детей дошкольного возраста, содержание которой направлено на
решение следующих задач:
формирование адекватных представлений
ребенка о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;
формирование целостной картины мира;
развитие интеллектуальных и личностных
качеств.
«Линия
развития»
– см. «основные направление развития ребенка».
«Музыка» – область
образования детей дошкольного возраста, содержание которой направлено на
решение следующих задач:
развитие
музыкально-ритмической деятельности;
приобщение к музыкальному искусству;
развитие интеллектуальных и личностных
качеств.
«Непрерывное
образование» –
связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы образования
(целей, задач, содержания, средств, форм, организации) на каждой ступени и
уровне образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка.
«Образовательная
область»
– структурно-смысловая единица содержания дошкольного образования, определяющая
адекватные дошкольному возрасту сферы образовательной деятельности детей.
«Образовательный
процесс»
– целенаправленный процесс разностороннего развития, обучения и воспитания
детей от 3 до 7 лет с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей,
осуществляемый в различных моделях и формах дошкольного образования, в том
числе и семейного, в соответствии сфедеральными государственными
образовательными требованиями.
«Обучение» – процесс
передачи и усвоения знаний, умений и навыков в различных видах деятельности,
направленный на развитие ребенка дошкольного возраста; неотъемлемый компонент
процесса образования детей дошкольного возраста.
«Общение
ребенка»
– коммуникативная активность ребенка, проявляющаяся в вербальной и невербальной
форме. Невербальное общение осуществляется паралингвистическими средствами
(мимикой, жестами и др.). Вербальное общение проявляется в установлении
контактов речевым способом. Различают общение ребенка со взрослым и с другими
детьми.
«Основная
общеобразовательная программа дошкольного образования» – программа,
разрабатываемая, утверждаемая и реализуемая в дошкольном образовательном
учреждении (группе) на основе примерной основной общеобразовательной программы
дошкольного образования. В структуре основной общеобразовательной программы
дошкольного образования различают две части: 1) обязательную (инвариантную),
разработка которой обеспечивается уполномоченным федеральным государственным
органом; 2) вариативную, формируемую участниками образовательного процесса.
«Основные
направления развития ребенка» – интегральные компоненты содержания
дошкольного образования: социально-личностное, познавательно-речевое,
физическое, художественно-эстетическое развитие.
«Познавательно-исследовательская
деятельность»
– форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов;
способствует формированию целостной картины мира.
«Познание» – область
образования детей дошкольного возраста, содержание которой направлено на
решение следующих задач:
- развитие
познавательно-исследовательской деятельности;
- формирование сенсорных, элементарных математических представлений;
- формирование целостной картины мира;
- расширение кругозора детей;
- развитие интеллектуальных и личностных
качеств.
«Преемственность» – объективная
необходимая связь: 1) между новым и старым в процессе развития, когда новое
возникает но основе старого: отрицая старое, сохраняет в себе его некоторые,
целесообразные элементы; 2) между компонентами, этапами, стадиями
одной системы с осуществлением последовательного перехода от одного к другому,
базирующаяся на сохранении, обогащении общих традиций и позитивного опыта, а
также на их систематическом качественном обновлении с учетом изменений,
происходящих внутри и вне системы.
«Примерная
основная общеобразовательная программа дошкольного образования» – нормативный
документ, разработку которого на основе федеральных государственных
образовательных требований осуществляет
уполномоченный федеральный государственный орган. Определяет обязательную
(инвариантную) часть основной общеобразовательной программы дошкольного
образования, которая должна быть реализована в любом учреждении (группе)
дошкольного образования, имеющем государственную аккредитацию. Представляет
собой базис содержания дошкольного образования и обеспечивает достижение
воспитанниками психологической и физической
готовности к школе.
«Присмотр» – создание в
образовательных учреждениях (дошкольных образовательных группах), реализующих
основную общеобразовательную программу дошкольного образования, комплекса
условий для охраны жизни и здоровья детей, безопасности их пребывания,
обеспечение неотложной медицинской помощи в экстренных случаях.
«Продуктивная
деятельность»
– форма активности ребенка, в результате которой создается некий материальный
или идеальный продукт (в отличие от процессуальной деятельности, в частности
игровой). Может быть: 1) репродуктивной (например, рисование предмета так, как
ранее научили); 2) по образцу (например, складывание конструктора по образцу);
3) творческой (например, рисунок на свободную тему, сочинение сказки,
складывание конструктора по собственному замыслу и др.). Присутствует в таких образовательных областях, как
познание, труд, физическая культура, художественное творчество.
«Психологическая
готовность к школе»
– необходимый и достаточный уровень
психического (личностного, интеллектуального) развития ребенка для успешного
освоения основных общеобразовательных
программ начального общего образования.
«Развитие» – процесс тесно
взаимосвязанных количественных и качественных изменений интеллектуальных,
личностных и физических характеристик ребенка дошкольного возраста;
неотъемлемый компонент и целевой ориентир процесса образования детей
дошкольного возраста.
«Самостоятельная
деятельность детей»
– одна из основных моделей организации образовательного процесса детей
дошкольного возраста: 1) свободная деятельность воспитанников в условиях
созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды,
обеспечивающая выбор каждым ребенком
деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со
сверстниками или действовать индивидуально; 2) организованная воспитателем
деятельность воспитанников, направленная
на решение задач, связанных с интересами
других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в
быту и др.).
«Содержание
дошкольного образования» – совокупность
интегральных компонентов (направлений развития ребенка) и образовательных
областей, обеспечивающих разностороннее развитие, обучение и воспитание детей
от 3 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Является
одним из факторов экономического и социального прогресса общества,
ориентировано на обеспечение развития личности ребенка, создание условий для
его самореализации, развитие общества в целом, укрепление и совершенствование
правового государства.
«Совместная
деятельность взрослого и детей» – основная модель организации
образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более
участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению
образовательных задач на одном
пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и
партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения
и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает
индивидуальную, подгрупповую и фронтальную формы организации работы с
воспитанниками. Различают:
- непосредственно образовательную
деятельность, реализуемую в ходе совместной деятельности взрослого и детей;
- совместную деятельность взрослого и
детей, осуществляемую в ходе режимных
моментов и направленную на решение образовательных задач;
- совместную деятельность взрослого и
детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на осуществление
функций присмотра и (или) ухода.
«Социализация» – область
образования детей дошкольного возраста, содержание которой направлено на
решение следующих задач:
- личностное развитие;
- формирование гендерной, семейной, гражданской
принадлежности, чувства принадлежности к мировому сообществу;
- приобщение к нормам и правилам
взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
- развитие интеллектуальных и личностных
качеств.
«Труд» – область
образования детей дошкольного возраста, содержание которой направлено на
решение следующих задач:
- формирование трудовых умений и
навыков, адекватных возрасту воспитанников;
- воспитание сознательного отношения к
труду как к основной жизненной потребности, трудолюбия;
- развитие физических, интеллектуальных
и личностных качеств.
«Уход» – проведение
комплекса санитарно-гигиенических и оздоровительных процедур, организация
питания детей в образовательных учреждениях (дошкольных образовательных
группах), реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного
образования.
«Федеральные
государственные образовательные требования» – нормы и положения,
обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного
образования образовательными учреждениями, имеющими государственную
аккредитацию.
«Физическая
культура»
– область образования детей дошкольного возраста, содержание которой направлено
на решение следующих задач:
- развитие основных движений детей;
- сохранение и укрепление здоровья
воспитанников;
- воспитание физических и личностных
качеств.
«Художественное
творчество»
– область образования детей дошкольного возраста, содержание которой направлено
на решение следующих задач:
- развитие продуктивной деятельности
детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
- развитие творчества;
- приобщение к изобразительному
искусству;
- развитие интеллектуальных, личностных
и физических (мелкой моторики рук) качеств.
«Чтение
художественной литературы» – область образования детей дошкольного возраста,
содержание которой направлено на решение следующих задач:
- формирование целостной картины мира;
- развитие литературной речи;
- приобщение к словесному искусству;
- развитие интеллектуальных и личностных
качеств.
Комментариев нет:
Отправить комментарий