Баженова Валентина Аркадьевна
воспитатель высшей квалификационной категории
МБДОУ ЦРР ДС №73
воспитатель высшей квалификационной категории
МБДОУ ЦРР ДС №73
Данную тему я взяла не случайно.
Одной из основных проблем, встречающихся практически у всех детей с нарушением
интеллекта, является недостаточное развитие мелкой моторики рук. Это во многом
тормозит не только сам процесс творчества, но и общий уровень сенсорного
развития, особенно - мышление и речи.
Мышцы рук выполняют три основные
функции:
Органов движения;
Органов познания;
Аккумуляторов движения (и для самих
мышц и для других органов).
Если ребёнок, трогает какой – либо
предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать,
различать, запоминать. Рука познаёт, а мозг фиксирует ощущения и восприятия,
соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегративные
образы и представления. Современные учёные утверждают - работа пальцами
развивает речь.
Известный педагог В. А.
Сухомлинский писал: « Истоки способностей и дарований детей – на кончиках
пальцев».
На основании электрофизиологических
исследований Л.А. Панащенко были сделаны выводы, что речевые области
формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Именно этот
факт стал предопределяющим в выборе способов организации деятельности детей и
достижении определенных результатов в процессе развития мелкой моторики рук.
В творческой продуктивной
деятельности гораздо проще повествовать. Творя и создавая своими руками
собственное произведение, ребёнок упорядочивает и отражает свои знания о мире.
Предварительно создав что-то, ребёнку легче рассказать о нём, вот почему
специалисты уточняют: заниматься продуктивной творческой деятельностью детям
так же необходимо, как и разговаривать.
У детей с особенностями в развитии
(нарушение интеллекта) мелкая моторика очень отстаёт от возрастной нормы.
Движения скованные, содружество пальцев, ловкость не наблюдаются. Координация
движений рук нарушена. Дети затрудняются выполнять работу с ножницами; сгибать
лист пополам; не умеют держать правильно карандаш, линии при рисовании
прерывистые, ломаные. Нарушена общая координация движений, их
целенаправленность, точность. Дети затрудняются в подражательных движениях, в
выполнении действий по образцу, упускают их элементы.
Сказанное позволяет выдвинуть в
качестве актуальной проблему использования в работе с детьми интересных,
современных, нетрадиционных технологий развития мелкой моторики, в частности,
использования нетрадиционной техники «бумагапластика» .
Бумагапластика - это художественное
конструирование из бумаги, в котором художественные образы создаются из бумаги.
Принцип этого конструирования заключается в создании объемных выпуклых
изображений на поверхности.
В частности я использовала в своей
работе с детьми технику квиллинг. Название техники квиллинг пришло к нам из
английского языка – quilling, (от словаquill - «
птичье перо»). Эта техника возникла в Европе на рубеже XIX-XV веков. Именно на кончики птичьих перьев средневековые монахини
накручивали бумагу с позолоченными краями. Такие изделия выглядели, как
настоящая филигрань – старинная ювелирная техника. Поэтому квиллинг называют
бумажной филигранью.
Когда
бумага стала привычным предметом обихода квиллинг быстро распространил по всему
миру.
Существуют инструменты,
приспособления и специальная бумага для квиллинга, но можно обойтись и тем, что
обычно есть под рукой.
v листы
цветной двусторонней бумаги (формат А4),
v деревянные
зубочистки,
v металлическая
линейка,
v канцелярский
нож,
v карандаш,
v клей
ПВА,
v линейка
с круглыми отверстиями различного диаметра (офицерская),
v доска
или коврик, на котором можно резать,
v любая
подходящая бумага с красивой фактурой - для основы.
Свою работу строю на следующих
принципах:
v От
простого к сложному, где предусмотрен переход от простых заданий к сложным.
v Принцип
наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно - образная
память, чем словесно - логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или
представление.
v Принцип
индивидуализации - обеспечивает развитие каждого ребенка.
Техника
квиллинга
На первый взгляд техника
бумагокручения, так ещё её называют, несложна. Полоска бумаги свивается в
плотную спираль. Начать навивку будет удобно, накрутив край ленты на кончик
острого шила. Вместо шила с детьми мы используем стержень от ручки или пластиковые
трубочки разного диаметра, имеющие раздвоенный кончик удобный для захвата
бумаги. Сформировав сердцевину спирали, продолжать работу целесообразно без
использования инструмента. Так можно подушечками пальцев почувствовать,
однородно ли формируется рулон, и во время скорректировать усилия. В результате
должна образоваться плотная спираль меньше сантиметра в диаметре. Она будет
основой дальнейшего многообразия всех форм. После чего спираль распускается до
нужного размера, и затем из неё формируется необходимая фигура (капля, глаз,
полукруг, треугольник, квадрат, стрела, лист, утиная лапка и т.д.). Кончик
бумаги прихватывается капелькой клея. Существует множество типовых фигур, но
всегда самому можно придумать новые, чтобы реализовать свои
творческие возможности. Используя эти формы, дети создают коллективные работы.
Одним из важных средств поощрения
являются разнообразные выставки детских поделок.
Выставка - очень важный момент
сравнения своей работы с работой сверстников. В эти минуты ребенок лучше видит
свою работу и лучше понимает другие. Одной из форм выставки, на которой можно
использовать все работы, является украшение зала к праздникам и досугам. Такие
выставки очень радуют детей и их родителей.
По данной проблеме мною был обобщен
опыт работы и представлен в ДОУ - на
педагогическом совете, проведена
консультация для педагогов, также был проведен мастер-класс для молодых
специалистов.
Таким образом, в процессе работы по
своей теме, я поняла, что уровень развития мелкой моторики – один из важных
показателей интеллектуальной готовности детей к школе и самостоятельной жизни. Считаю,
что работа с детьми с использование техники «квиллинг» является важной и
значимой для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Так как
«квиллинг»:
v Поможет в развитии эстетического вкуса и
художественного воображения.
v Разовьет конструкторское мышление – собрать целое из кусочков.
v Разовьет тактильные ощущения и моторику.
v Поможет в изучении цветов и форм.
v Разовьет в ребенке усидчивость, аккуратность,
фантазию.
Список использованной литературы
1. Зайцева А.
Квиллинг новые идеи для творчества. - И.: «Эксмо–Пресс», 2011.
2. Васина Н.
Бумажная симфония. – «АЙРИС-Пресс», 2010.
3. Петрова
И.М. Волшебные полоски. - «Детство-пресс», 2007.
4. Зайцева А.
Искусство квиллинга. – И.: «Эксмо – Пресс», 2009. – 64 с.
5. Чиотти Д. Оригинальные поделки из бумаги. – «Мир
книги», 2008. – 96 с. 6. Хелен У.
Популярный квиллинг.- «Ниола – пресс», 2008. – 104 с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий