Турганова Альбина Рафаеловна
воспитатель высшей квалификационной категории
МБДОУ ЦРР-ДС №73
Новая педагогика основана на гуманизации воспитательного
процесса, применительно к дошкольникам, определяет содержание регионального
компонента, как желание больше узнать о своем городе, крае, стране, как
проявление симпатии уважения к людям разных национальностей, интереса к
некоторым историческим событиям и прошлому своего народа.
В условиях модернизации образования
регионального компонента все большее значение приобретает патриотическое
воспитание, переводя абстрактные значения в области конкретных потребностей
общества, знаний о своей малой родине.
Необходимо с раннего возраста воспитывать
у ребенка эмоционально положительное отношение к тому месту, где он родился и
живет;
- развивать умение видеть и
понимать красоту окружающей жизни; желание узнавать больше об особенностях
края, природы, истории;
- формировать стремление
приносить посильную помощь людям труда, родной природе, своему краю.
Реализуя важнейшее положение Концепции
дошкольного воспитания связанное с изучением истории, культуры и природы
родного края, следует активизировать педагогов на поиск новых технологий по
использованию регионального компонента в воспитательно-образовательном
процессе.
Эффективное
формирование у детей основ культурно-исторического наследия возможно при
соблюдении следующих факторов:
- организация регионального
образования на основе программ, содержащих системные знания;
- комплексное сочетание различных
видов деятельности ребенка (речевая, познавательная,
художественно-творческая, игровая)
- создание условий для
самореализации каждого ребенка с учетом накопленного им опыта, особенно
познавательной, эмоциональной сферы;
- учет специфики организации и
построения педагогического процесса;
- использование форм и методов
направленных на развитие эмоций и чувств.
В декоративно-прикладном искусстве проявляются
лучшие черты народа, общечеловеческие ценности: национальная психология,
гуманизм, оптимизм, мудрость, смелость, стремление к красоте, и вместе с тем,
отчётливо прослеживается его специфика: история, нравы, обычаи, образ мышления,
эстетические вкусы. Всё это богатство представлено в максимальной выразительной
форме регионального декоративно-прикладного искусства.
Декоративно-прикладное искусство Урала
исторически развивалось по своим законам, отличается своеобразием материалов,
технологий, образов, семантических смыслов. Многофункциональность уральского
регионального искусства, разнообразие и богатство художественного материала
создают широкие возможности для вариативного проявления педагогической
деятельности в учебно-воспитательном процессе дошкольного образовательного
учреждения. Душа народа едина, только проявляется по-разному в разных видах
искусства: в народной песне, в сказке, в легенде, музыке, народном танце,
декоративно-прикладном искусстве, поэтому
воздействие на ребёнка должно быть комплексным. Уральский сказ, легенда,
народная песня, и вместе с этим, утончённость каслинских кружев и гравюры на
стали, колоритность росписи по дереву и металлу, подчёркнутая природная красота
самоцветного камня воспринимаются в единстве, если они с детства окружают
ребёнка.
Главной идеей
моей работы является возможность становления эстетически развитой личности
детей дошкольного возраста средствами уральского декоративно-прикладного
искусства.
Используя в своей работе с детьми разные источники регионального искусства,
я понимаю, что культурологический подход является основанием для расширения
содержания регионального компонента дошкольного образования по проблеме
становления эстетически развитой личности ребёнка средствами
декоративно-прикладного искусства.
Многофункциональность
уральского искусства, разнообразие и богатство художественного материала
создают широкие возможности для многообразного использования его выразительных
средств в педагогической деятельности
дошкольного учреждения. Ознакомление
дошкольников с региональным искусством: разнообразными уральскими промыслами
декоративно-прикладного искусства (камнерезным искусством, Каслинским литьём, Златоустовской
гравюрой, росписью по дереву, бересте и металлу, вышивкой, кружевоплетением…)
является первым и необходимым этапом в становлении эстетически развитой
личности ребёнка.
Учитывая,
что каждое дошкольное учреждение с многофункциональной организацией
образовательного процесса нуждаются в специально разработанной и многократно
выверенной системы реализации региональных функций и мероприятий методическая
служба ДОУ, что предполагает необходимым разработку следующих компонентов системы:
- Нормативно-правовая и
инструктивно-правовая база по использованию регионального компонента в
дошкольном учреждении;
- Система диагностики по
патриотическому воспитанию дошкольников;
- Методические рекомендации и
дополнения в образовательные системы занятий, игр с учетом возрастных
особенностей детей.
- Методические и дидактические
планы-программы региональных направлений в работе дошкольного учреждения;
- Программа управления
патриотическими процессами в ДОУ;
- Программа
консультативно-практической помощи родителям;
- Образовательные проекты
приобщения детей к культуре, истории, природе родного края;
- Система познавательного
развития (интеграция участников образовательного процесса, и комплексная
модель планирования на основе эффективных элементов современных программ);
- Психолого-педагогическая основа
сопровождения развития и воспитания ребенка.
К числу определяющих принципов, которые
одновременно являются важными условиями реализации цели и задач регионального
компонента, относится признание высокой
социальной значимости патриотизма, необходимости создания реальных возможностей
и осуществления целенаправленных усилий для его развития у детей.
Список используемой литературы:
1. Абсалямова
А.Г. Концепция регионального содержания дошкольного образования.[Текст]/ А.Г.
Абсалямовы, Н.Ш. Сыртланова – Уфа:БГПУ, 2006 – Виноградов Г.С. Народная
педагогика (отрывки и наброски). [Текст]/ Г.С. Виноградов. Иркутск, тип. изд-во
«Власть труда», 1926 .
2. Греханкина
Л.Ф. Региональный компонент в структуре содерж. образования. [Текст]/ Л.Ф.
Греханкина// Педагогика – 1999 - №8.
3. Кириенко
С.Д. Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям средствами
этнографической культуры [Текст]: автореф. дис… канд. пед. наук: 13.00.01/ С.Д.
Кириенко. – Екатеринбург, 1999.
4. Князева
О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа [Текст]:
учебно-методическое пособие: 2-е издание, перераб. и доп./ О.Л. Князева, М.Д.
Маханева. – СПб.: АКЦЕНТ, 1997.
5. Штец
А.А. Национально-региональный компонент в культурно – ориентированном
образовании школа 2100. [Текст]: приоритетные направления развития образованной
программы// под ред. А.А. Леонтьева Вып. 4 – М.: Баласс, 2000.
Комментариев нет:
Отправить комментарий