четверг, 22 марта 2012 г.

«Использование регионального компонента в изобразительной деятельности».


Турганова Альбина Рафаеловна
воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ ЦРР-ДС №73 


Новая педагогика основана на гуманизации воспитательного процесса, применительно к дошкольникам, определяет содержание регионального компонента, как желание больше узнать о своем городе, крае, стране, как проявление симпатии уважения к людям разных национальностей, интереса к некоторым историческим событиям и прошлому своего народа.
     В условиях модернизации образования регионального компонента все большее значение приобретает патриотическое воспитание, переводя абстрактные значения в области конкретных потребностей общества, знаний о своей малой родине.
     Необходимо с раннего возраста воспитывать у ребенка эмоционально положительное отношение к тому месту, где он родился и живет;
  • развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнавать больше об особенностях края, природы, истории;
  • формировать стремление приносить посильную помощь людям труда, родной природе, своему краю.
     Реализуя важнейшее положение Концепции дошкольного воспитания связанное с изучением истории, культуры и природы родного края, следует активизировать педагогов на поиск новых технологий по использованию регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе.
Эффективное формирование у детей основ культурно-исторического наследия возможно при соблюдении следующих факторов:
  • организация регионального образования на основе программ, содержащих системные знания;
  • комплексное сочетание различных видов деятельности ребенка (речевая, познавательная, художественно-творческая, игровая)
  • создание условий для самореализации каждого ребенка с учетом накопленного им опыта, особенно познавательной, эмоциональной сферы;
  • учет специфики организации и построения педагогического процесса;
  • использование форм и методов направленных на развитие эмоций и чувств.
      В  декоративно-прикладном искусстве проявляются лучшие черты народа, общечеловеческие ценности: национальная психология, гуманизм, оптимизм, мудрость, смелость, стремление к красоте, и вместе с тем, отчётливо прослеживается его специфика: история, нравы, обычаи, образ мышления, эстетические вкусы. Всё это богатство представлено в максимальной выразительной форме регионального декоративно-прикладного искусства.
      Декоративно-прикладное искусство Урала исторически развивалось по своим законам, отличается своеобразием материалов, технологий, образов, семантических смыслов. Многофункциональность уральского регионального искусства, разнообразие и богатство художественного материала создают широкие возможности для вариативного проявления педагогической деятельности в учебно-воспитательном процессе дошкольного образовательного учреждения. Душа народа едина, только проявляется по-разному в разных видах искусства: в народной песне, в сказке, в легенде, музыке, народном танце, декоративно-прикладном искусстве, поэтому  воздействие на ребёнка должно быть комплексным. Уральский сказ, легенда, народная песня, и вместе с этим, утончённость каслинских кружев и гравюры на стали, колоритность росписи по дереву и металлу, подчёркнутая природная красота самоцветного камня воспринимаются в единстве, если они с детства окружают ребёнка.
       Главной идеей моей работы является возможность становления эстетически развитой личности детей дошкольного возраста средствами уральского декоративно-прикладного искусства.
      Используя в своей работе с детьми разные источники регионального искусства, я понимаю, что культурологический подход является основанием для расширения содержания регионального компонента дошкольного образования по проблеме становления эстетически развитой личности ребёнка средствами декоративно-прикладного искусства.
Многофункциональность уральского искусства, разнообразие и богатство художественного материала создают широкие возможности для многообразного использования его выразительных средств  в педагогической деятельности дошкольного учреждения.  Ознакомление дошкольников с региональным искусством: разнообразными уральскими промыслами декоративно-прикладного искусства (камнерезным искусством, Каслинским литьём, Златоустовской гравюрой, росписью по дереву, бересте и металлу, вышивкой, кружевоплетением…) является первым и необходимым этапом в становлении эстетически развитой личности ребёнка.
Учитывая, что каждое дошкольное учреждение с многофункциональной организацией образовательного процесса нуждаются в специально разработанной и многократно выверенной системы реализации региональных функций и мероприятий методическая служба ДОУ, что предполагает необходимым разработку следующих компонентов системы:
  • Нормативно-правовая и инструктивно-правовая база по использованию регионального компонента в дошкольном учреждении;
  • Система диагностики по патриотическому воспитанию дошкольников;
  • Методические рекомендации и дополнения в образовательные системы занятий, игр с учетом возрастных особенностей детей.
  • Методические и дидактические планы-программы региональных направлений в работе дошкольного учреждения;
  • Программа управления патриотическими процессами в ДОУ;
  • Программа консультативно-практической помощи родителям;
  • Образовательные проекты приобщения детей к культуре, истории, природе родного края;
  • Система познавательного развития (интеграция участников образовательного процесса, и комплексная модель планирования на основе эффективных элементов современных программ);
  • Психолого-педагогическая основа сопровождения развития и воспитания ребенка.
     К числу определяющих принципов, которые одновременно являются важными условиями реализации цели и задач регионального компонента, относится признание высокой социальной значимости патриотизма, необходимости создания реальных возможностей и осуществления целенаправленных усилий для его развития у детей.



Список используемой литературы:

1.     Абсалямова А.Г. Концепция регионального содержания дошкольного образования.[Текст]/ А.Г. Абсалямовы, Н.Ш. Сыртланова – Уфа:БГПУ, 2006 – Виноградов Г.С. Народная педагогика (отрывки и наброски). [Текст]/ Г.С. Виноградов. Иркутск, тип. изд-во «Власть труда», 1926 .
2.     Греханкина Л.Ф. Региональный компонент в структуре содерж. образования. [Текст]/ Л.Ф. Греханкина// Педагогика – 1999 - №8.
3.     Кириенко С.Д. Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям средствами этнографической культуры [Текст]: автореф. дис… канд. пед. наук: 13.00.01/ С.Д. Кириенко. – Екатеринбург, 1999.
4.     Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа [Текст]: учебно-методическое пособие: 2-е издание, перераб. и доп./ О.Л. Князева, М.Д. Маханева. – СПб.: АКЦЕНТ, 1997.
5.     Штец А.А. Национально-региональный компонент в культурно – ориентированном образовании школа 2100. [Текст]: приоритетные направления развития образованной программы// под ред. А.А. Леонтьева Вып. 4 – М.: Баласс, 2000.


Еще статьи по теме:

Widget by Hoctro | Jack Book

Комментариев нет:

Отправить комментарий