Цель : представить общественности обзорную информацию о деятельности ДОУ за отчётный период.
Общие сведения
Название: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад первой категории № 73 г. Челябинска.
Юридический адрес: 454128 г. Челябинск ул. 250 лет Челябинску 7-а, телефон/ факс 8(351) - 734-34-21
Режим работы: детский сад работает по пятидневной рабочей неделе с 12-ти часовым пребыванием детей ( с 7 до 19 часов)
Дошкольное учреждение расположено внутри жилого комплекса, вдали от промышленных предприятий и трассы. Рядом расположены такие социально значимые объекты как средняя образовательная школа № 150 и детские сады № 1, 93
Историческая хроника:
15 марта 1988 года - открытие дошкольного образовательного учреждения № 73;
С 1988 года по 1997 год заведующий - Созыкина Татьяна Тимофеевна
1 июня 1994 года - передан в муниципальную собственность Калининского района г. Челябинска.
С 1997 года по 2010 год - заведующий - Мантурова Любовь Николаевна
2001 год - дошкольное учреждение работает в условиях финансово- хозяйственной самостоятельности, что позволяет расширить возможность в выборе экономических задач.
2007 год - присвоение статуса Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад №73 первой категории г. Челябинска.
2011 год - заведующий – Амирова Ирина Николаевна
2011 год – изменение типа учреждения с казенного на бюджетное
Дошкольное учреждение принимает детей в возрасте с 2-х до 7 лет.
В настоящее время функционируют 12 групп с общим количеством 234 ребенка.
Общеобразовательные группы:
I младшая группа – 2-3лет (2 группы)
II младшая группа- 3-4 лет (2 группы)
Средняя группа - 4-5лет (2 группы)
Старшая группа - 5-6лет ( 1 группа )
Подготовительная группа - 6-7 лет ( 1 группа )
Коррекционные группы:
2 группы- старшая (5-6лет) и подготовительная (6-7лет) для детей с тяжелыми нарушениями речи.
2 группы - младшая (3-5 лет) и старшая-подготовительная (5-7 лет) для детей с нарушением интеллекта.
МБДОУ ЦРР Д/С № 73 функционирует в режиме развития. Главной целью развития образования в МБДОУ является развитие нравственной, гармоничной, физически здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению.
Содержание образования и предметно-развивающая среда в МБДОУ соответствует реализуемым программам, обеспечивает разностороннее развитие личности, сохранение и укрепление психофизического здоровья воспитанников.
Структура управления
Основные приоритеты и цели развития образовательной системы нашего учреждения в 2010-2011 учебном году определялись на основе уровня задач в рамках реализации президенской инициативы « Наша новая школа», Концепции модернизации образования, на основе городской, районной политики в области образования, на основе Программы развития МДОУ до 2011 года, а также с учетом анализа результатов деятельности МДОУ в 2009-2010 уч. г.
Структура управления МДОУ ЦРР д/с представлена аппаратом, который соответствует нормативному штатному расписанию.
Структура управления МДОУ ЦРР д/с представлена аппаратом, который соответствует нормативному штатному расписанию.
Модель организационной структуры управления относится к линейно- функциональной. Каждый сотрудник выполняет свои функциональные и должностные обязанности.
Непосредственное руководство МДОУ д/с осуществляет заведующая, которая часть работы делигирует заместителю заведующей по учебно- методической работе, заместителю заведующей по административно –хозяйственной работе , инструктору по гигиеническому воспитанию, главному бухгалтеру.
Органом самоуправления является педагогический совет (под председательством заведующей), который определяет образовательную политику дошкольного учреждения, обсуждает вопросы содержания, форм и методов планирования образовательной деятельности.
Основными целями организационно-управленческой деятельности в текущем году являлись: совершенствование системы управления по реалиации здоровьесберегающей направленности образовательного процесса, оптимальному подбору и расстановке кадров, организации педагогического, лечебно-профилактического, здоровьесберегающих режимов в системе образовательных и организационных мероприятий.
Организационно - управленческая деятельность в этом учебном году была направлена:
на решение поставленных в 2009-2010 учебном году задач:
1. Совершенствование работы по оздоровлению детей, посредством повышения уровня организации физкультурно-оздоровительных мероприятий.
2. Совершенствование работы по созданию условий для активизации самостоятельной познавательной деятельности детей.
Важнейшими функциями методической работы в прошедшем учебном году являлись:
Ø Распространение лучшего опыта педагогов, созданного внутри учреждения;
Ø Анализ учебно- воспитательного процесса и его результатов. Предупреждение и преодоление недостатков и затруднений в педагогической деятельности.
Ø Развитие мотивов творческой деятельности, развитие профессиональных навыков, исполнительского мастерства. Формирование готовности к профессиональному самообразованию , самосовершенствованию.
Ø Совершенствование системы коррекционной работы в учреждении, создание в группах единого коррекционного пространства
В течение года педагоги и специалисты ДОУ принимали активное участие в районных методических мероприятиях таких как «Панорама педагогического мастерства» ( воспитатель Перевалова О.Ю, воспитатель ИЗО Калинкина Д.В.), районной педагогической конференции ( муз. руководитель Гордиенко Ю.М., Калинкина Д.В.) Стала лауреатом районного конкурса «Учитель-логопед 2010 » Зверева Н.А.
Приняли участие в районных кустовых соревнований «Веселые старты» (инструктор по физ. воспитанию Дегтярева Н.В.), стали лауреатом районного и городского фестиваля детского творчества « Хрустальная капель» (хореограф Белоусова О.Е. ) приняли участие в районном конкурсе творческих работ « Зимняя фантазия» (педагог Калинкина Д.В.)
В течение учебного года участие в работе городской творческой лаборатории по разработке ФГТ на кафедре коррекционного образования, участники зам зав. по У.М.Р Коломейцева М.С и учитель-дефектолог Кагирова Н.Р. (по группе для детей с нарушением интеллекта), эта работа будет продолжена и в следующем учебном году.
В целом , сложившаяся система управления, направлена на реализацию целей развития МДОУ, на организацию деятельности всего персонала и позволила:
- обеспечить стабильное функционирование;
- в ходе организации педагогического, лечебно- профилактического, здоровьесберегающего направлений в системе образовательных и организационных мероприятий создать условия для решения поставленных задач.
Кадровый состав
Кадры являются наиболее активным и существенным элементом в организационной структуре образовательного учреждения.
Для качественной реализации целей, задач особое внимание уделяется подбору, расстановке кадров, повышению уровня профессионально- педагогической квалификации педагогов. В МДОУ работает 35 педагогов, 26 сотрудников младшего обслуживающего персонала.
Распределение педагогов по уровням специальной образованности
Образование | ||||
высшее
| Неполное высшее |
Средне.-спец.
| ||
2007-2008
|
11(37,9%)
|
3(10,4%)
|
15(51,7%)
| |
2009-2010
|
11 (35,5%)
|
2 (6,5%)
|
18 (58%)
| |
2010-2011
|
12 (34,4 %)
|
-
|
23 (65,6 %)
|
Распределение педагогических кадров по стажу работы
год
|
Общее
количество
|
До 5лет
|
5-10лет
|
10-20лет
|
20 лет и выше
|
2008-2009
|
29
|
17,3%
|
27,5%
|
48,3%
|
6,9%
|
2009-2010
|
31
|
29%
|
22,5%
|
19,5%
|
29%
|
2010-2011
|
35
|
26 %
|
28,5%
|
22,5%
|
23%
|
Распределение
уровня профессионально-педагогической квалификации педагогов.
Учебный год | Всего аттестовано | Высшая
категория
| 1 категория | 2 категория | Не аттестовано |
2008-2009 | 31 (100%) | 4(12,9%) | 20(64,5%) | 7(22,6%) | - |
2009-2010 | 31 (100%) | 4(12,9%) | 20(64,5%) | 7(22,6%) | - |
2010-2011 | 35 (100%) | 11 (31,4 %) | 15 (42,8%) | 9 ( 25,8%) | - |
В этом учебном году 1 педагог защитил на высшую квалификационную категорию, 5 педагогов на 1 категорию и 2 педагога на вторую категорию. Одним из аспектов повышения квалификации педагогов является курсовая подготовка. В этом учебном году курсовую подготовку прошли 9 педагогов ( из них 7 чел по ИКТ)
Для обеспечения повышения квалификации педагогов, по-прежнему актуальность приобретает самообразование. Педагогами определены темы самообразования над которыми работали в течение года. Результатом этой работы явились творческие отчеты в форме открытых занятий. Используется такая форма работы как взаимопосещения занятий по параллелям.
Условия осуществления образовательного процесса.
Содержание образовательного процесса
Содержание образования, реализуемое в учреждении, представлено совокупностью образовательных программ. Отбор содержания обусловлен следующими обстоятельствами:
-спецификой ДОУ;
-образовательными потребностями детей и их родителей;
-квалификацией педагогических кадров;
-тенденциями, наблюдаемыми в системе образования
В МДОУ реализуются следующие образовательные программы:
· Программа “Радуга” автор Т.Н. Доронова (1 и 2 младшая группа)
· Программа “ Из детства в отрочество”, автор Т.Н. Доронова (средняя, старшая, подготовительная группы);
· «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой (группы для детей с тяжелыми нарушениями речи )
Одним из важнейших направлений деятельности МДОУ является коррекция речевого развития детей, имеющих тяжелые нарушения речи (старшая и подготовительная группа). В учреждении также функционируют 2 группы для детей с нарушением интеллекта.
Коррекционная работа в МДОУ осуществляется по следующим программам:
- «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» Т.Б.Филичева.
- «Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи» Г.А.Каше.
- «Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Коррекционно-развивающе обучение и воспитание» Е.А. Екжанова, Е.А.Стребелева.
В учреждении созданы все условия для обеспечения эффективности коррекционной работы в данном направлении. Особое внимание уделено индивидуальным перспективным планам коррекции, совершенствованию системы взаимодействия специалистов и педагогов.
В течение учебного года была продолжена работа по совершенствованию и пополнению учебно - дидактического обеспечения к реализуемым программам.
В своей работе педагоги используют следующие парциальные программы и современные технологии:
- программа «Росток» (автор А. В. Шестакова ) по ИЗО деятельности ( группы для детей с тяжелыми нарушениями речи);
Индивидуализация образования достигается за счет дополнительного образования через организацию кружковой работы.
Функционируют 6 кружков для детей старшего дошкольного возраста с охватом детей 86 %:
Функционируют 6 кружков для детей старшего дошкольного возраста с охватом детей 86 %:
- Музыкальный оркестр «До-ми-соль»»
- Хореография
- « Сказки из бумаги »
- « Пластилиновая живопись»
- «Волшебная ниточка» (ниткопись)
- « Умелые ручки»
Работа кружков построена таким образом, чтобы она соответствовала общему объему учебной нагрузки, а именно , для определения кружковой работы - 2 половина дня. В этом учебном году дети принимали участие в районных выставках: на тему противопожарной безопасности , «Люкс-вода»,
Результаты анкетирования педагогов и родителей показали, что занятия в кружках способствуют развитию у детей любознательности, познавательной активности, мелкой моторики рук, что является важнейшим при подготовке детей к школе.
Организация педагогического процесса
В МДОУ ЦРР Д/С совершенствуется содержание и структура педагогического процесса , направленного на :
- индивидуализацию и дифференциацию обучения и воспитания детей;
- взаимосвязь специально- организованной деятельности с совместной и самостоятельной деятельностью;
- системность и взаимосвязь разных видов деятельности;
- использование тактики общения с детьми: сотрудничество, партнерство, исходя из интересов детей
- насыщение жизни детей современными, классическими видами искусства (живописи, литературы, музыки)
Форма организации образовательного процесса представляет собой систему, состоящую из трех блоков: регламентированная деятельность, совместная и самостоятельная , что способствует целенаправленному обучению и воспитанию детей
Характеризуя формы и методы реализации учебно-воспитательного процесса, необходимо отметить специфическую особенность воспитания и обучения детей дошкольного возраста, которая заключается в том ,что все процессы протекают в практической, развернутой деятельности, в общении со взрослыми, при его непосредственном участии и руководстве познавательными действиями , сочетание определенных условий для нее.
Характеризуя формы и методы реализации учебно-воспитательного процесса, необходимо отметить специфическую особенность воспитания и обучения детей дошкольного возраста, которая заключается в том ,что все процессы протекают в практической, развернутой деятельности, в общении со взрослыми, при его непосредственном участии и руководстве познавательными действиями , сочетание определенных условий для нее.
В нашем учреждении создано психологическое сопровождение педагогического процесса, целью которого является оказание психологической помощи всем участникам образовательного процесса, что способствует реализации годовых задач и приоритетов.
В течение года была продолжена работа, направленная на совершенствование системы психологического сопровождения, системы психопрофилактической работы, в равной степени включающей диагностику, коррекцию и консультирование, предусматривающее взаимодействие всех специалистов и родителей.
В течение года была продолжена работа, направленная на совершенствование системы психологического сопровождения, системы психопрофилактической работы, в равной степени включающей диагностику, коррекцию и консультирование, предусматривающее взаимодействие всех специалистов и родителей.
Особое внимание уделялось процессу взаимодействие всех специалистов и педагогов. Разработаны и апробированы новые карты (компьютерная форма вместо тетрадей) по взаимодействию специалистов и педагогов, используемые для разработки календарного планирования и картотек индивидуальной работы с детьми.
Результаты анкетирования педагогов, собеседования в течение года по различным направлениям показали, о необходимости продолжить совершенствование оформления карточной системы календарного планирования воспитательно-образовательной работы педагогов (особое внимание уделить группам ясельного возраста и коррекционным группам). Этому способствуют следующие создавшиеся условия:
Результаты анкетирования педагогов, собеседования в течение года по различным направлениям показали, о необходимости продолжить совершенствование оформления карточной системы календарного планирования воспитательно-образовательной работы педагогов (особое внимание уделить группам ясельного возраста и коррекционным группам). Этому способствуют следующие создавшиеся условия:
- высококвалифицированный состав педагогов (42,8 % педагогов первой категории и 31,4% - высшей категории),
- достаточно высокий уровень оснащения компьютерной техникой .
Организация психологического обеспечения образовательного процесса
В течение учебного года была продолжена работа в направлении совершенствования системы психологического сопровождения ребенка, основной целью которого является создание оптимальных условий, способствующих эффективному развитию познавательных и личностных особенностей каждого ребенка.
Основное внимание уделено следующим направлениям:
- диагностическое направление;
- анализ, структурирование и передача информации на разные уровни
- психокоррекция;
- консультативная и психопрофилактическая деятельность
- социопсихологический мониторинг осуществляется по следующим направлениям:
- социопсихологический мониторинг осуществляется по следующим направлениям:
- обследование готовности детей к школьному обучению ;
- исследование ситуативной и личностной тревожности;
- исследование самооценки и уровня притязаний
Психологическое просвещение участников образовательного процесса происходит через консультации, методические рекомендации, семинары.
Коррекционно-развивающая работа в этом учебном году строилась по следующим направлениям :
- коррекционные занятия по подготовке детей к школе;
- групповые и индивидуальные занятия по формированию навыков общения , преодолению тревожности и страхов.
В течение года педагогами старших и подготовительных групп уделялось большое внимание созданию условий для формирования психологической готовности к школьному обучению. В группах № 12,3,8 обновлены дидактические материалы в уголки школьника, игровое оборудование для сюжетно-ролевой игры «Школа»
В конце года проведена диагностика уровня готовности детей подготовительных групп к школьному обучению. Для диагностики использована методика Л.А. Ясюковой « Изучение готовности детей 6-7 лет к школьному обучению», этот вид диагностики проводится первый год
Результаты психологического обследования детей 6-7 лет на предмет готовности к школе
Учебный год
|
Мышление
|
Речевое развитие
|
ЗМК
| Мотивация, % | |||||||||||||
патология
|
слабый
|
средний
|
Хороший
|
высокий
|
патология
|
слабый
|
средний
|
хороший
|
высокий
|
патология
|
слабый
|
средний
|
хороший
|
высокий
|
сформирована
|
Не сформирована
| |
20102011
|
-
|
-
|
80,9 %
|
19,1%
|
-
|
-
|
1,8%
|
46,5%
|
44,6%
|
7,1%
|
-
|
1,8%
|
69,6%
|
26,8%
|
1,8%
|
91,1%
|
8,9%
|
Всего 56 детей
|
Результаты диагностики позволили выявить:
- степень сформированности мышления, речевого развития, зрительно-моторной координации
- уровень усвоения знаний, умений, навыков;
- особенности регулятивной сферы ребенка, уровень его мотивационной готовности.
Анализируя результаты, можно сделать вывод: дети имеют хорошие потенциальные возможности и
достаточный объем знаний, умений и навыков для успешного обучения в школе. Высокий уровень устойчивости системы мотивации - 51 чел (91,1 %) - мотивация сформирована.
Результаты обследования
детей подготовительных групп по разделам программы.
Раздел программы
| Количество детей по уровням % | |||||
2009-2010
|
2010-2011
| |||||
высокий
|
средний
|
низкий
|
высокий
|
средний
|
низкий
| |
Развитие речи
|
40,3%
|
59,6%
|
-
|
41,3%
|
58,7%
|
-
|
Математичес-
кое образование
|
53,8%
|
46,2%
|
-
|
52,7%
|
47,4%
|
-
|
Познаватель-
ное развитие
|
46,1%
|
53,8%
|
-
|
46,2%
|
53,8%
|
-
|
Развитие изобразительных умений
|
50%
|
50%
|
-
|
51,2%
|
48,8 %
|
-
|
Всего обследовано: 52 чел. Всего обследовано: 56 чел.
В течение года педагоги использовали дополнительные методы и приемы, при подготовке детей к школе ( работа в тетрадях, индивидуальная работа, задания на логику, мышление, развитие памяти).
Большое внимание воспитатели уделяют прививая любовь к чтению , книге, созданы полочки «Умных книг».В группах совершенствуется среда, связанная со школьной тематикой, «уголки школьника», картотеки.
В подготовку к школе активно включаются родители. Для них отработана система проведения индивидуальных консультаций воспитателями, училей-логопедов, учителя-дефектолога, педагога-психолога, просмотра занятий с детьми с дальнейшим анализом.
Характеристика работы с детьми раннего возраста.
В этом учебном году продолжено совершенствование системы работы с детьми раннего возраста , основное внимание направлено на :
-успешное протекание адаптационного периода у детей;
-стимулирование активизации речи у детей;
-становление интеллектуально-познавательной деятельности через создание условий.
Основное внимание уделялось обеспечению легкой степени адаптации у детей раннего возраста. В группах совершенствовались условия для развития благоприятной адаптации детей, для развития эмоционального общения детей и взрослых (изучение особенностей ребенка, привычек и т. д )
1 раз в году ( на середину года ) педагогом- психологом проводится диагностика умственного развития детей раннего возраста по методике Е.А. Стребелевой. Цель исследования - определение уровня развития ребенка его первоначальных отклонений в развитии, поведении, необходимость своевременно скоректировать психолого- педагогическое воздействие, разработав для него индивидуально- коррекционную программу.
Результаты диагностики умственного развития детей раннего возраста.
Уровни
| Количество человек % | |
2009 -2010
|
2010 -2011
| |
Высокий (4 группа) |
25 (73,6 %)
|
15 (62,5 %)
|
Средний (3 группа) |
8 (23,5%)
|
9 (37,%)
|
Ниже среднего (2группа) |
1 (2,9%)
|
-
|
Низкий (1группа) |
-
|
-
|
Всего детей |
34
|
24
|
Результаты таблицы показывают, что в этом учебном году нет детей 2 и 1 группы умственного развития ( с низким уровнем развития). В течение года велось наблюдение всех специалистов, обследованы учителем - логопедом и педагогом-психологом.
Итоги работы учителя - логопеда с детьми раннего возраста.
Учебный год
|
Обсле
Дова
но
|
Из них с
тяжелыми
нарушени ями
|
возраст
|
Речевые наруше-
ния 3РР,
ЗПРР
|
Рекомендовано направить
|
Кол-во детей заним.
логопе-
дом
|
Общее
колич-во
консультаций
| ||
1,5 –2 г
|
2-3 года
|
Конс логопеда
|
На
ПМПК
| ||||||
2009-2010
2010-2011
|
16
21
|
-
3
|
14
1
|
2
20
|
4
3
|
4
3
|
1
-
|
4
3
|
18
18
|
Результаты таблицы говорят о том, что все дети с выявленными нарушениями, занимаются индивидуально с учителем – логопедом. Составлен план проведения индивидуальных консультаций с родителями.
Группы раннего возраста имеют стабильный состав педагогов. В течение года совершенствовалась система взаимодействия педагогов группы , учителя-логопеда и педагога-психолога и инструктора по гигиеническому воспитанию ( обновлены карты взаимодействия).
В течение года вела работу адаптационная комиссия. Результаты работы подводились на заседаниях, в ходе проведения которых велась корректировка индивидуального плана работы с детьми.
Характеристика коррекционно-реабилитационной деятельности
Одним из направлений деятельности нашего учреждения является коррекция речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи.
В дошкольном учреждении функционируют 2 группы для детей с тяжелыми нарушениями речи для детей в возрасте от 5 до 7 лет.
Эффективность образовательного процесса во многом определяется уровнем профессионально- педагогической квалификации педагогов.
В группах работают учителя –логопеды с высшими, а педагоги- с первыми и высшими квалификационными категориями.
Подбор и расстановка кадров, организация и координация их деятельности, осуществление квалифицированного анализа обеспечивает высокую результативность
Результаты эффективности работы учителей-логопедов
Год
|
Количество детей поступивших в группу
|
Выбыло в течение года
|
Прибыло в течение года
|
Количество детей на конец года
|
Выпущено
|
Рекомендовано направить
|
Количество оставленных повторно
|
На учет к школьному психологу
| ||||
С хор. речью
|
Со значит
улучш
|
Без улуч
|
В массов.
школу
|
В реч. школу
|
Во вспом школу
| |||||||
2009-2010
|
12
|
-
|
-
|
13
|
11
|
2
|
-
|
13
|
-
|
-
|
-
|
2
|
2010-
2011
|
12
|
-
|
-
|
13
|
12
|
1
|
-
|
13
|
-
|
-
|
-
|
2
|
Из таблицы следует, что 85 % детей выпускается с хорошей речью и 15 % со значительными улучшениями. Опираясь на взаимодействие всех специалистов , их взаимосвязь, четко определяя их полномочия, педагоги достигают хороших результатов: дети овладевают чистой, эмоционально окрашенной речью, имеют устойчивый интерес к учению, познавательной активности.
В нашем учреждении функционируют также 2 группы для детей с нарушением интеллекта. Многостороннее комплексное обследование, индивидуальные перспективные планы коррекции, эффективные методы и приемы, тесное взаимодействие всех специалистов и родителей позволяют достигать хороших показателей.
Информация по выпуску детей с нарушениями интеллекта
год
|
Кол-во детей выпущено
|
В массовую школу
|
В спец. школу
|
На домашнем обучении
|
2009-2010
|
4
|
2
|
2
|
-
|
2010-2011
|
7
|
1
|
6
|
-
|
Результаты таблицы говорят о том , что в группах для детей с нарушением интеллекта, дети выпускаются в основном специализированные школы и на домашнее обучение ( все зависит от диагноза заболеваемости)
В течение года продолжил работу медико - педагогический консилиум ( Приказ № 95-у), основными задачами которого являются :
- организация и проведение комплексного изучения личности ребенка всеми специалистами учреждения;
- выявление потенциальных возможностей ребенка;
- профилактика физических , интеллектуальных и эмоциональных возможностей развития ребенка
- определение характера, продолжительности и эффективности комплексной
- коррекционно - развивающей помощи с целью обеспечения обоснованного индивидуального и дифференцированного подхода в процессе воспитания и обучения детей.
Особое внимание в текущем году уделено взаимодействию педагогов групп со специалистами , с родителями. В течение года работает «почта» взаимодействия специалистов , педагогов и родителей.
В целях совершенствования единого коррекционного пространства в группах, особое внимание уделено развивающей среде. В группах созданы различные картотеки по разделам программы, имеются разнообразные виды дидактических материалов, материалов стимулирующих развитие детей. Педагоги включают детей в создание среды
Нагрузка на ребенка варьируется в течение дня с учетом уровня познавательных возможностей и состояния здоровья детей, учетом динамики работоспособности в течение дня, чередование занятий требующих повышенной познавательной активности с музыкальными , физкультурными. В группе созданы условия для индивидуального, дифференцированного и интегрированного обучения.
Коррекционно-реабилитационая деятельность для детей с нарушением интеллекта.
Педагоги и медицинские специалисты группы для детей с нарушением интеллекта работают в тесном взаимодействии. В течение года детей осматривает врач -психиатр, назначает лечение. Все дети стоят на учете по месту жительства. Работа ведется с учетом клинико - физиологических и психолого- педагогических особенностей детей. Педагоги наблюдаю за самочувствием детей, варьируют нагрузку в течение своего дня, учитывая познавательные возможности состояния здоровья ребенка.
В своей работе педагоги реализуют личностно- ориентированную модель взаимодействия, проявляют уважение к личности каждого ребенка, во время общения придерживаются позиции сотрудничества.
Совершенствуются условия для различных видов двигательной активности, способствуют у детей ощущений собственных движений. В течение всего периода ведется работа по оснащению физкультурного уголка (пособия, разработаны различные картотеки: физминуток, упражнений для профилактики плоскостопия, гимнастика для глаз и т.д.)
Развивающая среда группы представляет собой единое коррекционное пространство и является психологически и психически комфортной для детей и взрослых. В течение года группы пополнились разнообразными дидактическими материалами по разделам программы. Созданы условия для сюжетно-ролевых игр, игр - драмматизаций и др. Обновлены уголки для самостоятельной художественной деятельности с разнообразными изобразительными материалами ( обновлены картотеки художественного слова, образцы рисунков, аппликаций ).
Работает ПМПК ДОУ, на которых отслеживается индивидуальный маршрут каждого ребенка. В течении года систематизированы и откорректированы индивидуальные карты развития ребенка.
Результаты уровня развития детей по разделам программ
Существенным аспектом в управлении качеством образования является педагогический и психологический мониторинг. В ДОУ систематизирован инструментарий и для определения уровня образованности, поддержания здоровья, который позволяет не только отследить качество усвоения программного материала, но и состояния здоровья воспитанников
Основными критериями качества образования нами принимаются:
- состояние образованности, которое проявляется в уровне усвоения программного материала;
- состояние здоровья;
- интерес к познавательной, учебной деятельности ( в подготовительной группе- навыки готовности к обучению в школе )
Речевое развитие
Уровни усвоения программы
|
2008-2009
|
2009-2010
|
2010-2011
|
Высокий
(с заданием справились)
|
36,4%
|
36,3%
|
39,2%
|
Средний
(с заданием справились частично)
|
63,6%
|
63,7%
|
60,8%
|
Низкий
(с заданием не справились)
|
-
|
-
|
-
|
В течение года в группах продолжена работа по созданию условий для речевого развития детей. Обновлены учебно - дидактические материалы к занятиям в группах №3, 7,12,8. В группах для детей с тяжелыми нарушениями речи продолжена работа по созданию единого коррекционного пространства, обновлены материалы по звуковой культуре речи, разработаны новые картотеки.
Математическое образование
Уровни усвоения программы
|
2008-2009
|
2009-2010
|
2010-2011
|
Высокий
(с заданием справились
|
43,5%
|
51,1%
|
54,1%
|
Средний
(с заданием справились частично
|
56,5 %
|
48,9%
|
45,9%
|
Низкий
(с заданием не справились
|
-
|
-
|
-
|
В группах создан современный учебно -дидактический комплекс по данному разделу, обновлен в группах № 7, 12, 3 систематизировано перспективное планирование, индивидуальная работа с детьми ведется и в регламентированной и в совместной деятельности.
Познавательное развитие
Уровни усвоения программы
|
2008-2009
|
2009-2010
|
2010-2011
|
Высокий
(с заданием справились
|
34,7%
|
35,4%
|
47,1%
|
Средний
(с заданием справились частично
|
65,3 %
|
64,6%
|
52,9%
|
Низкий
(с заданием не справились
|
-
|
-
|
-
|
В течение года в целях обеспечения целенаправленного развития познавательных способностей детей велась работа по годовой задаче в данном направлении, а именно « Совершенствование работы по созданию условий для активизации самостоятельной познавательной деятельности детей.»
С этой целью, для педагогов проведен ряд консультаций, смотр-конкурс уголков, совершенствовался и систематизировался учебно - дидактический комплекс к программе, обновлены уголки , направленные на познавательное развитие детей: уголки детского экспериментирования, патриотического воспитания « Мой город Челябинск», « Наши коллекции», так в группах № 10, 9, 3 обновлены различные коллекции в фотоальбома, материалы по экспериментированию, картотеки, в группах № 3, 12, 8, обновлен книжный фонд книг по познавательному развитию ( природа, животные, профессии), приобретены книги энциклопедического характера.
Изобразительная деятельность
Уровни усвоения программы
|
2008-2009
|
2009-2010
|
2010-2011
|
Высокий
(с заданием справились)
|
22%
|
23%
|
24,2%
|
Средний
(с заданием справились частично)
|
77%
|
76%
|
74,8%
|
Низкий
(с заданием не справились)
|
1%
|
1%
|
2%
|
Так как рамках задач президентской инициативы « Наша новая школа», а также задач городского управления образования, особое внимание уделено организации работы по выявлению, поддержке и развитию творческих способностей детей и работы с одаренными дошкольниками в следующем учебном году одна из годовых задач будет направлена на совершенствование системы работы по развитию творческих способностей детей, творческой активности через организацию совместной деятельности педагогов с детьми , а также работе с одаренными детьми в направлениях художественно-эстетического развития детей. Уровень развития музыкальных способностей детей представлен в таблице
Музыкальное воспитание
Уровни усвоения программы
|
2008-2009
|
2009-2010
|
2010-2011
|
Высокий
( с заданием справились)
|
32,8%
|
33%
|
34,2%
|
Средний
( с заданием справились частично)
|
67,2%
|
67%
|
65,8%
|
Низкий
( с заданием не справились )
|
-
|
-
|
-
|
Трудовое воспитание
Уровни усвоения программы
|
2008-2009
|
2009-2010
|
2010-2011
|
Высокий
( с заданием справились)
|
42,8%
|
41,1%
|
42,9%
|
Средний
( с заданием справились частично)
|
57,2 %
|
58,9 %
|
57,1 %
|
Низкий
( с заданием не справились )
|
-
|
-
|
Таким образом по всем разделам программы в целом основной удельный вес составляют дети среднего и выше среднего уровня развития, наиболее высокие результаты достигнуты по разделам «Развитие учебно-познавательной деятельности, «Создание условий для формирования психологической готовности ребенка к школе», « Развитие детей раннего возраста»
Проанализировав критерии оценки педагогов по разным направлениям работы, мы выявили, что основной причиной низких оценок является недостаточный уровень профессионального мастерства педагогов, недавно пришедших в наш коллектив (педагогов второй категории), недостаточная скоординированность действий всех специалистов по отдельным направлениям.
В следующем учебном году особое внимание будет уделено организации работы по выявлению, поддержке и развитию творческих способностей детей и работы с одаренными дошкольниками, одна из годовых задач будет направлена на совершенствование системы работы по развитию творческих способностей детей, творческой активности через организацию совместной деятельности педагогов с детьми .
Анализ состояния здоровья и физического развития воспитанников МДОУ
Приоритетным направлением деятельности нашего учреждения является охрана и укрепление физического здоровья детей, обеспечение оптимальных условий для физического развития каждого ребенка .
Система физического воспитания характеризуется комплексным подходом к проведению профилактических и физкультурно- оздоровительных мероприятий .
Оздоровительная работа в ДОУ ведется по направлениям: лечебно- профилактическое, закаливающих мероприятий - и имеет своей целью качественное улучшение физического состояния, развития и здоровья детей .
Распределение детей по группам здоровья
Группы здоровья | Количество детей по годам | ||
2008 г (232 чел)
|
2009 г.(232 чел)
|
2010 г (232чел)
| |
I
|
22 (10,8%)
|
13 (5,6 %)
|
10 (4,3% )
|
II
|
141 (69,8 %)
|
155( 66,8%)
|
166 (72%)
|
Ш
|
37 (18,3 %)
|
59 (25,4%)
|
49 (20,7% )
|
IV
|
2( 0,9%)
|
5(2,2%)
|
6 (2,6 % )
|
V
|
-
|
-
|
1 (0,4 %)
|
Анализ распределения детей по группам здоровья показал, что 72 % детей, посещающих МДОУ, имеют вторую группу здоровья (здоровые дети, но с функциональными и некоторыми морфологическими отклонениями после перенесенных заболеваний, страдающие частыми острыми респираторными заболеваниями, имеющие нарушения зрения средних степеней). 20,7 % детей, посещающих учреждение, имеют третью группу здоровья – дети, больные хроническими заболеваниями в компенсированном состоянии, а также имеющие физические недостатки, последствия травм, не нарушающие, однако, приспособляемости к труду и условиям жизни; 4,3 % (10 чел ) практически здоровые дети (имеющие1 группу здоровья) Особое внимание уделяется частоболеющим детям и детям, имеющих хронические патологии.
Процент часто болеющих детей
год
|
Количество часто болеющих
|
% часто болеющих детей
|
2009
|
23
|
10,3 %
|
2010
|
18
|
7,7 %
|
Процент детей, имеющих хронические патологии
год
|
Количество детей имеющих патологии
|
% детей имеющих патологии
|
2009
|
42
|
19,7%
|
2010
|
56
|
24,1 %
|
Большое количество патологий, а также количество часто болеющих детей объясняется несколькими причинами :
- ухудшением здоровья населения вообще;
- врожденными патологиями детей;
- неблагополучными социальными условиями;
- и тем, что многие дети, поступающие в детский сад, имеют в анамнезе диагностированные патологии разного рода.
Учет индивидуальных особенностей здоровья детей позволяет нам скорректировать нагрузку в учебной деятельности, создать щадящие условия для жизнедеятельности и обеспечить возможность пребывания детей с патологиями в дошкольном учреждении.
Результаты таблицы говорят о том, что по сравнению с прошлым годом количество случаев заболеваемости по видам болезни несколько повысилось Медицинское наблюдение за развитием и состоянием здоровья детей осуществляется совместно со специалистами поликлиники № 4 .
Анализ заболеваемости и посещаемости детьми
показатель
год
|
Пропущено в среднем по болезни на 1 ребенка за год
|
Количество случаев заболеваний на 1000 детей
|
2009 г.
|
12,8
|
1603,7
|
2010 г.
|
11,7
|
1685
|
Показатели заболеваемости детей за 2010 год по сравнению с предыдущим годом несколько улучшились: число дней, пропущенных одним ребенком по болезни составило 11,7 количество случаев заболеваний на 1000 детей - 1685 что на 82 случая меньше чем в предыдущем году. Это объясняется реализацией комплекса профилактических мероприятий .
В течение года проводилась сезонная профилактика ОРЗ под руководством медицинского персонала, 4 раза в год дети получали кислородный коктейль. В следующем учебном году будет продолжена работа по годовой задаче «Совершенствование системы работы по оздоровлению детей через организацию совместной деятельности педагогов с детьми»
Диагностика физической подготовленности детей осуществляется 2 раза в год на основе методических рекомендаций авторов программы «Из детства в отрочество», на основе рекомендации Тарасовой Т.А. «Организация физического воспитания старших дошкольников». Тестовые задания рассчитаны на детей с 4-х лет. У детей 2 младшей группы оценивается лишь качество выполнения упражнений. В этом учебном году обследовано 135 детей в возрасте от 5 до 7 лет.
Уровень физической подготовленности детей.
Учебный год | Количество детей, % | ||
выше нормы
|
норма
|
ниже нормы
| |
2008-2009
|
69 (66,5 %)
|
41 (30%)
|
4 (3,5%)
|
2009-2010
|
32 (21,6%)
|
110 (74,4%)
|
6 (4%)
|
2010-2011
|
41( 30,3%)
|
91 ( 67,5 %)
|
3(2,2%)
|
Основной удельный вес составляют дети с уровнем развития норма По каждой группе в течение трех лет ведется мониторинг уровня физического развития детей. Изучение структуры физической подготовки показало, что у детей недостаточно развито такое качество как выносливость, что говорит о необходимости продолжить работу в данном направлении.
Индивидуально - дифференцированный подход, позволяет педагогу проводить занятия, различающиеся по содержанию, методам и приемам в зависимости от подгруппы, учитывая при этом три основные критерия: состояние здоровья ( группа здоровья), уровень физической подготовленности (результаты диагностики) и двигательной активности, в следующем году работа в совершенствовании данного направления будет продолжена. В следующем учебном году планируется продолжить работу в физкультурно-оздоровительном направлении и рамках выполнения годовой задачи
Несмотря на положительную динамику в работе по физическому воспитанию наших воспитанников, забота об охране и укрепления их здоровья является для нас актуальной т. к с каждым годом увеличивается процент детей, поступающих в детский сад с низким показателем здоровья.
Взаимодействия с родителями
Одной из актуальных проблем является работа с семьей. В течение учебного года система работы в данном направлении была направлена на :
- сотрудничество;
-уважение к личности взрослого;
-уважение к авторитету родителей и формирование его.
В начале года проведен социологический опрос родителей с целью выявления образовательных вопросов и спектра родительской помощи. В течение года продолжен обновляться и систематизироваться банк данных о родителях.
Характеризуя контингент родителей, отмечаем, что большая часть родителей представляют социальные группы служащих, работающих в бюджетной сфере (учителя, врачи, военнослужащие и т.д.) и предпринимателей, представляющих мелкий и средний бизнес.
Характеристика социального положения семей воспитанников
Год
|
Семьи руководителей и главных специалистов
|
Семьи служащих
|
Семьи рабочих
|
Домохозяйки
|
2010-2011
|
33%
|
48%
|
7%
|
12%
|
Характеристика состава семей воспитанников
Состав
|
2010-2011 уч. год
|
количество семей
|
232
|
неполная семья
|
75 (32,3%)
|
полная семья
|
157( 67,7%)
|
Характеристика образовательного уровня родителей
Образование
|
2009-2010 год
|
2010-2011 год
|
высшее
|
65%
|
67%
|
средне-спец.
|
33%
|
31%
|
среднее
|
2%
|
2%
|
Задача ДОУ удовлетворить запросы всех родителей, предоставить образовательные услуги в соответствии с их потребностями. Достаточно высокий образовательный уровень родителей и значительный процент родителей с педагогическим образованием обуславливают специфические формы и содержание работы с родителями. В течение года была продолжена работа по вовлечению родителей в образовательный процесс. С помощью родителей в группах продолжили обновляться различные коллекции (тканей, бумаги, пуговиц, значков ), родители групп старшего дошкольного возраста помогали педагогам в оформлении уголков ручного труда «для девочек» ( журналы мод, виды тканей, шаблоны выкроек) и для «мальчиков» (бруски разных размеров , постройки –образцы и совместные постройки ). Традиционно проводились мероприятия « Неделя театра», «Театральная пятница», где дети совместно с родителями готовили атрибуты, декорации.
В конце года проведено анкетирование родителей При ответе на 11 вопрос мы получили следующие данные: родители хотели бы: больше о своем ребенке, его трудностях и успехах ; чтобы улучшилось материальное положение дошкольного учреждения; повысилось качество воспитательно-образовательной работы; повысилась эстетика быта; проводились интересные формы работы с родителями.
Таким образом, в качестве основных проблем взаимодействия ДОУ и семьи можно выделить слабую осведомленность родителей о работе детского сада, недостаток информации об успехах и трудностях собственного ребенка, однообразие форм работы с родителями. Следует отметить, что большая часть респондентов выражают заинтересованность в сотрудничестве с педагогами ДОУ.
Однако, как показывает опрос, воспитатели недооценивают работу с родителями по ряду причин. Они считают, что с современными родителями работать сложно, так как те или «все знают», или им безразличны вообще вопросы воспитания. Родители обращаются к педагогу с вопросами, как ребенок занимался, как вел себя, пытаются выяснить какое-либо недоразумение, их интересуют вопросы «здоровья и поведения», использования физических наказаний.
Причины возникающих трудностей в работе с родителями педагоги связывают прежде всего с недостатком у родителей времени для общения, их профессиональной занятостью. Такие причины, как отсутствие информированности воспитателей и родителей о воспитании в семье и детском саду, неумение отобрать целесообразное содержание и формы работы, являются, по нашему мнению, следствием невысокой профессиональной компетентности педагогов в сфере общения с родителями.
В этом году продолжила свою работу адаптационная группа для ясельного возраста , не посещающих детский сад, родители с детьми посещают занятия таких специалистов как педагог-психолог, воспитатель ИЗО, музыкальный руководитель, инструктор по физическому развитию.
Анализ материально- технической базы
Одним из важнейших условий функционирования образовательного процесса в учреждении является совершенствование материально-технической базы.
В учреждении в наличии имеются :
-12 групповых помещений;
- физкультурный зал;
- музыкальный зал;
- методический кабинет
- кабинет педагога-психолога
- кабинет учителя-логопеда
- кабинет учителя - дефектолога
- медицинский блок
В 2010-2011 учебном году были проведены следующие работы:
- Произведены работы по благоустройству территории: покраска спортивного и игрового оборудования,
- Приобретено мелкое спортивное оборудование (мячи, скакалки, обручи);
- Методический кабинет пополнен и методической, и детской литературой;
- Приобретено игровое оборудование в группы для детей с нарушением интеллекта
- Приобретены дополнительно: в группы № 8,7,10 детская мебель, дидактические пособия, ковровые покрытия.
Таким образом, проанализировав деятельность учреждения за 2010-2011 учебный год, мы делаем вывод о необходимости решения следующих задач.
1. Совершенствование системы работы в направлении образовательной области физкультура, через организацию совместной деятельности педагогов с детьми.
2. Совершенствование системы работы по развитию творческих способностей детей, творческой активности через организацию совместной деятельности педагогов с детьми.
Комментариев нет:
Отправить комментарий