Мотова Светлана Сергеевна,
воспитатель высшей категории МБДОУ ЦРР № 73
воспитатель высшей категории МБДОУ ЦРР № 73
«Не условным звукам только учится ребёнок,
изучая родной язык, но пьёт духовную жизнь
и силу из родимой груди родного слова»
К.Д.Ушинский
В современной жизни широкое распространение получило массовое искусство, которое пренебрегает спецификой детской субкультуры, оставляет в стороне устное народное творчество. Вследствие этогоу детей не развиты воображение, фантазия. Им некогда придумывать, да и незачем: за них взрослые уже придумали мультфильмы, создали яркие компьютерные игры, нарисовали яркие картинки в книжках, где почти нет текста, и места для детского творчества не осталось. От детей ускользают точность, выразительность и красота родного языка. Леших и домовых заменили зомби и черепашки-ниндзя, былинных героев – трансформеры и Человек-паук, Василису Премудрую – феи Винкс и Фиона. Но ведь только знание прошлого позволяет полноценно овладеть настоящим.
У дошкольников с ОНР изначально бедный словарный запас, несформирована грамматическая система, неразвита связная речь. О творчестве, на первый взгляд, и говорить-то трудно! Поэтому воспитателям и учителю-логопеду необходимо, не нарушая естественного хода коррекционно-воспитательного процесса, обогатить детский словарь понятиями из устного народного творчества (не только русского, но и других стран), познакомить с обозначениями предметов, которые остались в прошлом. Многие потешки, пословицы, загадки, сказки выстраивают базу для успешного формирования словообразования, для усвоения антонимов, синонимов; создают основу для развития таких мыслительных операций, как сравнение и обобщение. Большинство потешек – готовый дидактический материал для развития фонематического слуха и формирования правильного звукопроизношения. Во многих сказках внимание привлекается к природным явлениям, к особенностям внешнего вида птиц, зверей и насекомых. Они приучают к образному восприятию богатства и многообразия окружающего мира, воспитывают интерес к нему. Приобщение детей к золотому фонду народной культуры решит не только проблемы обогащения речи детей, но и позволит совершенствовать их внутренний мир, сделать его более духовным. С самых ранних лет жизнь ребёнка связана со сказкой. Она является средством приобщения ребёнка к миру человеческих судеб, к истории; это «золотой ключик» к изменению окружающего мира, к творчеству. Кроме всего вышесказанного необходимо упомянуть и о том, что по условиям новых ФГТнеобходимо«формировать гендерную, семейную, гражданскую принадлежность, патриотические чувства». А устное народное творчество – прекрасный материал для воспитания.
Живой и выразительный язык сказки изобилует меткими, остроумными эпитетами, смысловой поэтикой. Ни в каких других произведениях вы не найдёте такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, которые благодаря образной трактовке, без затруднений воспроизводятся маленькими слушателями.
Совершенствование связного высказывания проходит в формировании полного ответа на фронтальной и индивидуальнойобразовательной деятельности, при составлении рассказов и описаний по лексической теме, в играх и упражнениях, играх-драматизациях, играх-инсценировках: «Сочинялка», «Почемучка», «Угадай-ка».
Например, на непосредственной образовательной деятельности по развитию речи сказки помогают нам составлять достаточно длинные распространенные предложения. Это можно делать с помощью игры «Снежный ком».
Обогащению детского словаря помогает составление характеристики героев: зайчишка – маленький, пушистый, хорошенький, серенький, добрый, веселый, грустный, трусливый.Проводя игру «Действия героя», мы пополняем словарный запас глаголами: заяц скачет, прыгает; волк – бежит, мчится, рыщет и т.д. Без сказки, они вряд ли бы смогли подобрать столько определений.
Для развития творческих способностей детей, мы предлагаем придумать концовку сказки. Для сказки «Колобок»: придумай, как закончить сказку, чтобы лиса не съела Колобка? Или: «Закончи сказку по-другому». Для развития творчества, воображения мы просим деток нарисовать или слепить счастливого Колобка, и ответить «почему он у тебя такой счастливый?». Можно предложить детям составить словесную картинку к эпизоду, который больше всего понравился, рассмешил. Добиваемся, чтобы в рассказах детей отмечались детали.
Кроме того, знание детьми фольклора (потешек, русских народных сказок) можно использовать на индивидуальнойработе для закрепления правильного произношения звуков. Например: «Ладушки - ладушки» - для закрепления звука [ш], песенку Колобка из одноименной сказки - для закрепления звука [л].
Образовательные ситуациис использованием потешек способствуют развитию умения слушать и понимать их содержание, улавливать их ритм, повышают речевую активность детей. Кроме того, потешки помогают формированию грамматического строя речи. С их помощью мы обучали детей образовывать однокоренные слова: зайка – заинька; серый – серенький, котик – котенька, коток, котя – серенький лобок…
В работе по обогащению словарного запаса и развитию речи также используем пословицы и поговорки, они занимают значительное место в сокровищнице устного народного творчества. Еще М.Горький писал: «В пословицах и поговорках особенно четко проступает прелесть простонародной речи, краткость, которая создается двумя, тремя словами». С их помощью дети учатся четкому, звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики.
На закрепление и лучшее усвоение с детьми проводим игры: «Я начну, а ты закончи», «Соедини начало и конец», «Нарисуй картинку к пословице, поговорке». А в дальнейшей работе мы знакомили детей уже с фразеологическим оборотом. (Что обозначает:«Рукой подать» - близко; «За семью замками» - большой секрет; «За нос водить» - обманывать.)Для вхождения в жизненный опыт ребёнка вновь прибегали к помощи сказок:
– К какому герою сказки подходит данное выражение «Кожа да кости» (худой) – дети без труда называют Кощея; «Душа в пятки ушла» (испугался) – у зайца; «У кого душа нараспашку» (прямодушный, прямолинейный) – у Колобка.
Ребёнок – существо активное от природы, он любит не только слушать сказки, но и действовать, творить, опираясь на них.Поэтому дети очень любят инсценировать сказки: мы используем пальчиковый театр, кукольный, но больше всего детки любят играть сами. Они придумывают костюмы, выбирая детали из групповой костюмерной, разучивают роли. Театральная игра проводится на занятии по заранее подготовленному сценарию, в основу которого положено содержание рассказа, сказки, спектакля. Предварительная работа с детьми включает разучивание стихов, движений, беседы, рассматривание картин, проведение творческих игр и многое другое.
Для развития речи и творчества в своей работе мы используем и работу над сюжетными картинами.
Известный педагог К.Д.Ушинский говорил: «Дайте ребёнку картину, и он заговорит». Картина - прекрасная наглядность, на базе которой дети под руководством взрослых:упражняют наблюдательность;совершенствуют сопутствующие наблюдению психические процессы (мышление, воображение, внимание, память, восприятие);пополняют запас знаний и сведений;развивают речь.
Известны следующие виды работ с картиной: рассматривание, описание и рассказывание. Последний является наиболее сложным. Составляя, придумывая рассказ о событиях, якобы происходящих с героями картины, ребёнок не только опирается на собственный опыт, но и использует фантазию, воображение; при этом речь ребёнка должна быть содержательной, логичной, последовательной, связной, грамотной.
Для работы над картиной мы используем пособие Т.А. Ткаченко «Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников».
У каждого ребенка в нашей группе есть тетрадь для стихов и загадок, куда еженедельно вклеиваются стихи и загадки по словарным темам для заучивания наизусть дома с родителями. По каждой лексической теме детки получают карточку – домашнее задание, по которой родители могут повторить материал, пройденный детьми с логопедом и воспитателями. В каждой карточке обязательно есть небольшой рассказ для пересказа, задания по расширению словарного запаса детей (подбери слова-признаки, слова-действия и т.д.), а так же игры на усвоение грамматического строя языка («Один – много», «Кого или чего нет», «Назови ласково», «Сосчитай до пяти» и т. д.) В индивидуальные папки детям вкладываются картинки (так же по словарным темам) для раскрашивания или штрихования.По этим картинкам воспитатель или логопед впоследствии проводят беседу с каждым ребенком.
В родительском уголке всегда есть рекомендации и материал для работы с детьми дома. Еженедельно мы обновляем всю информацию.
Проводя эту работу, мы убедились, что всестороннее, систематическое развитие речи позволяет устранить проблемы в развитии грамматического строя, обогатить словарь детей, развить интерес к слову, расширить знания, кругозор, а так же развивает у детей стремление к самостоятельному творчеству, которое проявляется у детей в играх, в театральной деятельности. Дети становятся более раскрепощенными в творчестве, сами стараются выдумывать. В свободной игровой деятельности проявляют больше фантазии: стараются играть в костюмах, проявляют смекалку в изобретении атрибутов для игр. Интереснее становятся работы детей по ИЗО, аппликации, лепке. Уже нет похожих друг на друга работ. Не лишним будет упомянуть и то, что дети нашего последнего выпуска пошли в обычные классы, а не коррекционные. Двое поступили в лицей. По отзывам родителей, учатся они наравне с детьми, которые не посещали коррекционную группу
Комментариев нет:
Отправить комментарий