Баженова Валентина Аркадьевна
воспитатель высшей квалификационной категории
Нравственное воспитание детей, как процесс, включает следующие компоненты: нравственное сознание, нравственные чувства, качества личности и навыки поведения. Нравственность, формируемая в процессе нравственного воспитания, определяется как совокупность сознания, навыков и привычек, связанных с соблюдением норм, правил и требований. Ядро нравственности составляют нормы и правила поведения. Они проявляются в поступках человека, в их поведении, управляют моральными взаимоотношениями. Содержание нравственного воспитания направлено на формирование у личности нравственных качеств: отношение к Родине, труду, общественному достоянию, охране природы, к людям и самой себе. Нравственные качества – это явления морали, которые носят активный характер, в них выражается обобщенное отношение социального субъекта к разнообразным фактам и процессам общественной жизни, а также выступают опосредованным регулятором социального поведения личности. Личность, личностное развитие, формирование нравственных качеств данные вопросы всегда имели особую актуальность для подготовки будущего поколения. Процесс воспитания определяется географическими, территориальными, социально-экономическими, и национальными особенностями каждого отдельного государства. В нашем регионе учёт национальной фактора в воспитательном процессе, является одним из необходимых условий, поскольку национальная полигамность определяет эту необходимость.
Региональный компонент в организации воспитательного процесса предусматривает поликультурное воспитание. Под поликультурным (интернациональным) воспитанием понимается развитие у человека способности уважительно воспринимать этническое разнообразие и культурную самобытность различных человеческих групп. Отсутствие должного внимания к поликультурной образованности индивида приводит к проявлению с его стороны социально-культурной нетерпимости и враждебности к окружающим его людям иной этнической принадлежности.
Пропедевтическим и закрепляющим моментом в поликультурном воспитании являются народные игры. Игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания детей разного возраста. Благодаря своей образности народные игры увлекают детей дошкольного и младшего школьного возраста. Образ в игре не статичен. Случай, событие, которое составляет игру, ребенок эмоционально переживает.
Целый ряд детских игр основан на соединении песни с движением. Это игры хороводные. В подобных играх действие осуществляется в ритме, словах и текстах, здесь ребенок драматизирует то, о чем поется в песне. В народных подвижных играх отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. В игровой деятельности детей, организуемой в рамках поликультурного воспитания, акценты были расставлены на создании и поддержании эмоционального настроя, на характере межличностного взаимодействия между детьми, на точности выполняемых движений.
Основные задачи использования народных игр в ходе изучения традиций и обычаев Южного Урала:
- развивать у детей эмоционально-активное отношение, действенный интерес к русским, башкирским, татарским народным играм. Создавать условия для проявления детской игровой культуры;
- обогащать интеллектуально-информационную сферу ребенка знанием правил многих народных игр, основ истории и культуры России, Башкортостана, Татарстана;
- способствовать действенному приобщению детей к народной культуре с помощью игр народов Уральского региона, используя в качестве основы идеи народной педагогики, создавая условия для использования разных видов народных игр в самостоятельной, свободной игровой деятельности.
Оптимальной формой планирования является перспективный план использования народных игр. При планировании педагог может конкретизировать воспитательные, развивающие задачи, исходя из особенностей игры. С учетом демографических данных в Уральском регионе проживает большой процент представителей русской, башкирской, татарской национальности. Поэтому, на наш взгляд, игры данных народов необходимо использовать в образовательном процессе дошкольных учреждений.
Целесообразно, использовать народные игры примерно один раз в неделю в старших группах наряду с другими играми, чередуя при этом русские, татарские, башкирские подвижные, словесные, хороводные, игры с народными игрушками и учитывая сезон, возраст, одну из идей народной педагогики (за год примерно 50 игр).
В старших группах в сентябре рекомендуется провести несколько занятий по знакомству с историей и культурой, в том числе и с играми России, Башкортостана, Татарстана. На физкультурных занятиях один раз в неделю можно разучивать новую подвижную народную игру. На музыкальных занятиях примерно один раз в две недели — новую хороводную игру. Одновременно можно закреплять знакомые игры, предлагать на выбор и на занятиях, а чаще в блоке совместной деятельности воспитателя и детей.
Следует использовать народные игры во всех блоках образовательного процесса детского сада, стремиться к взаимосвязи в использовании разных средств народной педагогики (игры, фольклор, народное декоративно-прикладное искусство, природа, элементы семейной культуры и др.).
Положительным также являются: использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок; знание и умение играть в народные игры, умение самостоятельно организовывать игры; осмысленное и активное участие в воспитательных мероприятиях этнической тематики.
Таким образом, использование народных игр позволяет решать задачи нравственного воспитания, преимущественно гуманности
Комментариев нет:
Отправить комментарий